» » Варианты подвижной игры для совершенствования метания. Игры, связанные с метанием на дальность и в цель. Подвижная игра «Вышибалы»

Варианты подвижной игры для совершенствования метания. Игры, связанные с метанием на дальность и в цель. Подвижная игра «Вышибалы»

На уроках в III—IVклассах большое место продолжают занимать подвижные игры. Игры, предлагаемые для изучения техники метания мяча, содержат все основные виды метаний — на дальность и точность в неподвижную гори-зонтальную и вертикальную цель. Использование малых и больших (лёгких) мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивает глазомер, совершенствует координацию движений. За-крепление техники движений в играх должно проводиться только после ее детального разучи-вания. Технически правильное выполнение бро-сков должно быть основным условием игры.

Наиболее распространенные игры с метаниями для учащихся 3 класса — «Кто самый меткий», «Школа мяча», «Попади в цель», «Выиграть время дальними бросками», «Пятнашки с мя-чом», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Заставь отступить», «Дальние броски», «Защи-та крепости», «От щита в поле»; для учащихся IVкласса — «Ловкие и меткие», «Лапта», «Кру-говой обстрел» и др.

Особое место в занятиях с учащимся III— IVклассов при изучении метаний занимают раз-личные эстафеты. Участники эстафет ведут борь-бу с соперниками самостоятельно (поочередно) или группами при взаимоподдержке и взаимо-помощи товарищей, но без вступления в непо-средственный контакт с членами других команд. Личная ответственность каждого участника эста-феты в борьбе за победу команды является ценным воспитательным фактором.

Необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не толь-ко физических качеств, но и точности движений, умения управлять своими усилиями при метании различных снарядов с соблюдением рациональ-ной техники. Все это роднит эстафеты со спор-тивными соревнованиями.

Возможность широко варьировать содержание эстафет и условия проведения их с учетом возраста, подготовленности учащихся и условий зала (площадки) позволяет широко применять их на уроках, секционных занятиях и в группах продленного дня, на праздниках и в дни отдыха. При этом надо учитывать, что дети очень болез-ненно относятся к проявлению любых неточно-стей при подведении итогов эстафет. Поэтому проведение эстафет требует от учителя физиче-ской культуры особо четкой их организации.

Эстафету следует повторять не менее 2— 3 раз для окончательного выявления победи-теля. Анализ итогов надо делать после каждого повторения эстафеты, указывая причины успехов и неудач. Это повышает образовательную и вос-питательную значимость эстафет.

Количество игроков в команде — 6—12 че-ловек

Подвижные игры при изучении метания

Вариантов эстафет для учащихся III—IVклас-сов очень много. Содержание их определяет учитель, сообразуясь с учебным материалом урока. Вот примеры возможных эстафет для учащихся III—IVклассов.

«Снайперы» (IIIкласс).

Команды строятся в шеренги на расстоянии 1,5—2 м от линии броска, у каждого участника в руках по 2 малых мяча. На расстоянии 5—8 м от линии метания находятся мишени. По сигналу игроки поочеред-но выходят на линию метания и выполняют по два броска в цель. Выигрывает команда, пока-завшая лучший результат, т. е. поразившая мишень большее число раз. В качестве мише-ней можно использовать булавы, кегли, набив-ные мячи, установленные на гимнастическом бревне или другом возвышении; щит-мишень в форме круга диаметром 60—80—100 см, кото-рый закрепляется на стене; щит-мишень с несколькими кругами и цифровыми обозна-чениями (3—2—1).

«Точный расчет» (IVкласс).

Команды строятся за линией метания, у каждого участника по мячу. На расстоянии 6—8- м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу участники команд поочередно бросают свой мяч, стараясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, пора-зившая мишень большее число раз.

Варианты: 1) броски выполняют в опреде-ленную зону: 1-я зона расположена от линии броска на расстоянии 12 м, 2-я — 16 м, 3-я — 20 м; каждая зона имеет цифровые обозначе-ния— 1—2—3; команда-победительница опре-деляется по сумме очков, набранных всеми ее участниками; 2) броски выполняют в щит-мишень с несколькими кругами с различными цифровы-ми обозначениями (3—2—1), расстояние до мишени 8—10 м, высота — 2,5—3 м; места команд определяют по сумме набранных очков.

Подвижная игры для обучения метанию малого мяча «Кто быстрей».

Группа учащихся (6-8 человек) принимает, на заранее намеченной линии старта различные положения (сед ноги скрестно, лежа на животе или на спине в различном направлении головой, упор присев и др.)- По команде «Марш!» ученики быстро встают и бегут, в направлении финишной линии, начерченной на растоянии 15-25 м (в зависимости от места проведения). Определяется победитель в каждой группе. Учитывая время, можно выявлять победителей среди девочек и мальчиков.

Подвижная игры для обучения метанию малого мяча «День и ночь».

Класс делится на две группы, которые выстраиваются на линиях, расположенных на расстоянии 3-4 м друг от друга. Учитель попеременно вызывает «день» или «ночь». Если вызывается «день», то «ночь» убегает, а «день» догоняет. И наоборот. Расстояние для убегающихопределяется в зависимости от места проведения (зал или площадка) и может быть от 6-8 м до 15-20 м. Определяется количество осаленных участников в 4--6 сериях игры. Выигрывают те, кто осалит большее количество соперников.

Подвижная игры для обучения метанию малого мяча «Вызов номеров»

Класс делится на 3-4 команды по расчету. Каждая из них выстраивается в колонну на заранее размеченных местах около стартовой линии и рассчитывается по порядку номеров. Интвервал между командами 2-3 м. По указанию учителя ученики принимают различные положения (упор присев, сидя, стоя на коленях и др.). Вызванные номера быстро встают и бегут до финишной линии, расположенной в 12-15 м, возвращаются обратно и принимают исходное положение. Вернувшийся раньше всех в исходное положение приносит своей команде одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Подвижная игры для обучения метанию малого мяча «Охотники и утки».

Класс по расчету делится на две группы. Первая (охотники) размещается на параллельных линиях, расположенных на расстоянии 10-12 м поровну. Вторая (утки) заполняет поле между линиями. Охотники получают от учителя 1-2 малых мяча на каждую сторону. По свистку они стараются изученным броском из-за головы через плечо попасть в ноги передвигающихся в "различном направлении, уток. «Раненые» утки выходят из игры и садятся на скамейку. При этом учитель засекает время и следит за правильностью выполнения бросков. Попадание при неправильном броске не засчитывается. После того как все утки будут «подбиты», происходит смена. Побеждает команда, которая быстрее «перестреляет» всех уток и сделает меньше ошибок при бросках. Игра может продолжаться 5-8 мин.

Эстафета с броском набивного (1 кг) мяча двумя руками из-за головы из различных исходных положений.

Класс делится на 2-3 команды, которые, в свою очередь разделившись пополам, выстраиваются в колонны на линиях, расположенных в 6-8 м с интервалом 2-3 м. На одну сторону первым выдается мяч. По сигналу имеющие мяч бросают его двумя руками из-за головы вперед-вниз в отметку на расстоянии 3-4 м так, чтобы он, отскочив от пола, попал к участнику, стоящему напротив. Поймавший мяч бросает его тем же способом обратно и т. д. После броска ученик перебегает на другую сторону и встает в конец колонны. Учитель следит за правильностью бросков, начисляя штрафные очки за отклонение в технике. Выигрывает команда, которая быстрее вернется в исходное положение и получит меньше штрафных очков. При повторении можно менять исходные положения: стоя ноги на ширине таза, стоя ноги вместе, стоя левая нога впереди, стоя на коленях и др.

ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ

"ОХОТНИКИ И ЛИСЫ"

Играющие - "лисы", образуют круг, в центре которого водящий с мячом в руках -"охотник". По сигналу лисы разбегаются, а охотник пытается мячом выбить одного из играющих. Осаленная лиса становится охотником. Охотники, уже вдвоем передавая мяч между собой, выбивают лис. Если лисы смогут перехватить мяч, то они передают его уже между собой, поменявшись ролями. Игра длится определенное время, выигрывает команда, имеющая в плену больше игроков противника.

"ПОПАДИ МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

Играющие делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному за линией старта. На расстоянии 4-6 м от линии старта напротив каждой колонны ставится булава. У ног первых игроков на линии лежит мяч. По сигналу первые игроки, катя мяч по полу, стараются им попасть в булаву, бегут за мячом и передают его следующему. Выигрывает команда, сумевшая опрокинуть булаву, большее количество раз.

"ДВИГАЮЩАЯСЯ ЦЕЛЬ"

Играющие разбиваются на пары в командах и образуют в парах шеренги на расстоянии 4-5 м. В руках у направляющих баскетбольный мяч. В начале каждой команды располагается водящий с обручем. По сигналу водящий начинает двигаться с обручем, поднятым вверх. В это время направляющие выполняют передачу партнеру в обруч. Важно, чтобы мяч не коснулся пола при передаче мяча, а за каждое попадание в обруч команда получает очко.

"ОТОРВИ ХВОСТ"

Играющие делятся на две команды. Одна команда встает в квадрат в виде змейки, держась руками за пояс друг друга. Другая команда встает за квадрат. По сигналу эта команда пытается мячом выбить игрока, стоящего последним в змейке. Впереди стоящий игрок старается помешать это сделать, постоянно перемещаясь и поднимая руки. Если команде, располагающейся за кругом, удалось выбить последнего в змейке, то выбитый выходит за квадрат. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.

"МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, которые располагаются на линии метания. На расстоянии 10 шагов водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх. Задача играющих попасть в летящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побеждает игрок, который за 8-10 попыток набрал больше очков.

"СНАЙПЕРЫ"

Играющие образуют две команды. Если все играющие не умещаются в одну шеренгу, то одна команда становится за другой. Все играющие получает по теннисному мячу. Команды располагаются перед линией метания. На расстоянии 6-7 м от нее становятся в ряд 10 городков двух цветов на расстоянии шага один от другого, причем у каждой команды городки определенного цвета. По сигналу игроки одной команды одновременно метают мячи в городки. Сбитый городок своей команды отодвигается на шаг дальше от линии метания. Сбитый городок другой команды ставят на шаг ближе к линии метания. Затем то же выполняет другая команда. Каждая команда метает мячи 3-5 раз. Побеждает команда, сумевшая дальше отодвинуть свои городки от линии метания. При этом учитывается, на сколько шагов отодвинуты городки.

"ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"

Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.

"ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЙ"

Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу чертится круг, в центре которого ставятся булавы или низкая стойка. Выбирается водящий, который становится в середину круга для защиты укреплений. У стоящих по кругу волейбольный мяч. По сигналу играющие начинают сбивать мячом 3 булавы. Защитник закрывает треножник, отбивая мяч руками и ногами, но ему не разрешается держать булавы руками. Игрок, которому удается сбить укрепления, меняется местами с защитником. Игра идет установленное время. Играющим не разрешается заходить за линию. Если защитник сам свалил укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент находился мяч.

"ОХОТНИКИ И УТКИ"

Играющие делятся на две команды - "охотники" и "утки". Охотники становятся по разные стороны, разбившись пополам на расстоянии 7-10 м. Утки произвольно располагаются в центре. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, не заходя за линию, стараются осалить им уток, а те в свою очередь увертываются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выходит из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются ролями. Победитель команда - дольше продержавшаяся в центре.

"ЗАЩИЩАЙ ГОРОД"

Играющие встают в круг на расстоянии одного шага с 6-8 мячами. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа. Но игрокам нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. Все сторожа и нападающие работают только ногами.

"ПЕРЕСТРЕЛКА"

Играющие делятся на две команды и свободно размещаются на своем поле (рис.10). Тренер подбрасывает мяч в центре между капитанами, которые стараются отбить мяч своим партнерам. Получив мяч, игрок старается попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник укрывается от мяча и в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Игрок, осаленный мячом, идет за линию плена в противоположную команду, пока его не выручат свои игроки, перебросив ему мяч. Играют 10-15 мин., после чего подсчитывают пленных в каждой команде.

"ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ"

Играющие становятся по кругу. У одного игрока волейбольный мяч. В центре круга водящий. Игроки, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего (не разрешается попадать в голову). Водящий увертывается от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами. Играют 5-7 мин. после чего отмечаются наиболее ловкие водящие.

"ШТАНДР"

Играющие образуют круг, в середине которого водящий с мячом. Со словами: "Мячик к верху!" - бросает мяч к верху. Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Штандр!". Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если водящий промахнулся, то он остается вновь водящим.

"УВЕРТЫВАЙСЯ ОТ МЯЧА"

Играющие делятся на три команды. Также на три части делится площадка. Каждая команда размещается на своем участке в произвольном порядке. У одного из игроков, находящихся между двумя другими мяч. По сигналу команда, занимающая средний участок, старается попасть мячом в игроков, находящихся на крайних полях. А те в свою очередь, стремятся сделать по возможности больше попаданий в игроков, располагающихся на среднем участке. По истечении времени, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

"ОХОТНИКИ"

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места, но могут ловить мяч. Если игрок после команды "Стой" сошел с места, он заменяет охотника.

"ЗАЩИЩАЙ ТОВАРИЩА"

Играющие становятся в круг, имея один волейбольный мяч. В центре два водящих - в одного бросают мяч, а другой его защищает, отбивая. По сигналу играющие начинают бросать мяч в водящего, стремясь его осалить. Если играющие попадут мячом в водящего, то в середину идет попавший игрок, а игрок, бывший в защите, занимает место осаленного. В заключении отмечается игрок, хорошо защищавший партнера.

"КРУГОВАЯ ЛАПТА"

Играющие делятся на две команды - водящие и игроки поля. Водящие образуют большой круг, а игроки поля в центре этого круга. По сигналу водящие стремятся попасть мячом в игроков поля. Игроки поля, увертываясь от мяча, могут его ловить. Если игрок запятнан, он временно выбывает из игры. Если же он поймал мяч, то он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших. Игра длится определенное время (3-5 мин.), после чего подсчитываются оставшиеся игроки поля и играющие меняются местами. Выигрывает команда, сумевшая запятнать больше игроков поля.

"СТОЙ"

Игроки выбирают водящего, а остальные игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с волейбольным мячом находится в кругу. По сигналу водящий ударяет мячом в пол и вызывает один из номеров. Этот номер бежит в середину круга и старается поймать мяч, а остальные разбегаются по площадке. Как только он поймает мяч, он кричит:

"Стой!". Играющие должны остановиться и стоять неподвижно на месте, а водящий старается попасть мячом в любого игрока. Если он не попал в игрока, то он бежит за мячом, а играющие вновь разбегаются по площадке. Если водящий попадает, то играющие меняются ролями.

"УГЛОВОЙ МЯЧ"

Играющие разбиваются на две команды по 4,8,16 игроков в каждой. Игроки одной из команд занимают ясно обозначенные линиями углы четырехугольника или шестиугольника (Рис.11). Их задача осалить мячом как можно больше соперников, которые располагаются в многоугольнике, длина и ширина которого имеют различные размеры в зависимости от подготовленности занимающихся. По сигналу наружные игроки,

передавая мяч друг другу, стараются попасть мячом в соперников, находящихся Рис.11

внутри многоугольника и могут бросать только из-за угла. Если бросок оказался точным, то команде, бросавшей мяч, засчитывается очко. Если же внутреннему игроку удалось увернуться от мяча, наружные убегают со своих мест внутрь круга, а внутренние как можно быстрее стараются поднять мяч. Поднявший его кричит:

"Стой!" и бросает мяч с того места, где он его поднял в одного из наружных игроков, которые по команде "Стой!", обязаны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий осалит соперника, его команда получает очко. Игра продолжается до обусловленного числа очков, после чего команды меняются ролями. Победитель - команда, сумевшая за более короткий промежуток времени, набрать положенную сумму очков.

«Меткий глаз». На расстоянии 5 – 6 м от детей – плетеная кор­зинка (пластмассовое ведро), куда дети поочередно кидают тен­нисный мяч.

«Попади в мяч». Команды выстраиваются в шеренгу по краям площадки (расстояние между шеренгами – 10 – 12 м). Посереди­не площадки на возвышении (на гимнастическом бревне, скамей­ке) лежит волейбольный мяч. У каждого игрока – маленький мяч. По сигналу учителя игроки одной команды поочередно выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-то это удается, команде засчитывается одно очко. Потом мячики

бросают игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Снайперы». Игроки делятся на две команды. По жребию одна из команд выходит на линию «огня» (обозначенная линия) и выстраивается в шеренгу. Все получают по маленькому мячу (можно по два-три мяча). В 5 – 8 м от них расставлены 10 – 12 кег­лей (с интервалом 50-80 см). По сигналу учителя все игроки ко­манды залпом бросают мячи, стараясь сбить кегли. Затем мячи­ки кидает другая команда. Выигрывает команда, сбившая боль­ше кеглей.

«Точный расчет». Команды строятся за линией метания, у всех по мячу. На расстоянии 6 – 8 м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу игроки поочередно бросают мяч, стара­ясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, поразившая мишень большее число раз.

«Веселый мячик». На полу (на земле) обозначается линия брос­ка. На расстоянии 3 м от этой линии – круг диаметром 80 см. На расстоянии 5 м от круга – первая линия, за которой – другие линии с интервалом 1 м (всего 8 – 10 линий). Дети бросают мяч по очереди. Если мяч, попав в круг, отскочит за первую линию, то иг­рок, бросивший его, получает одно очко; за вторую – два очка и т.д. Броски можно выполнять как правой, так и левой рукой.

«Охотники и волк». Охотники стоят за линией круга диаметром 10 м, у одного из них в руках мяч. В центре круга – Волк. Охотники бросают мяч в Волка (стараются попасть в него) или передают мяч товарищу, чтобы тот выполнил прицельный бросок. Волк уверты­вается от мяча (бегает, прыгает, приседает и т.д.) в пределах круга. Игрок, попавший мячом в Волка, становится на его место.

«Охотники и утки». Игроки одной команды (Охотники) стано­вятся за линией круга (вокруг озера), а второй (Утки) – располага­ются в круге (на озере). Охотники стреляют в Уток (кидают малень­кие мячи). Утки перемещаются в пределах круга (как хотят). Под­битая Утка покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все Утки не будут подбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на «охоту» меньше времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н. А., Дегтярев, В. П., Русанова, Е. И. Здоровье студентов. – М., 1997. – 132 с.

2. Былеева, Л. В., Коротков, И. М., Яковлев, В. Г. Подвижные игры: учебное пособие для ин-тов физической культуры; 4-е изд., перераб. и дополн. М. : Физкультура и спорт, 1974. – 208 с.

3. Васильков, Г. А. Гимнастика для детей младшего школьного возраста. Сборник общеразвивающих упражнений для занятий в школе и дома: пособие для учителей 1-4 классов и родителей. – М., 1966. – 141 с.

4. Гриженя, В. Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: учебно-методическое пособие.– М. : Советский спорт, 2005. – 40 с.

5. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических ка-честв. 3-е изд. перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 1985. – 265 с.

6. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев; изд. 3-е., 2005. – 382 с.

7. Захаров, Е. Н., Карасев, А. В., Сафонов, А. А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / А. В. Карасева. – М. : Лептос, 1994. – 368 с.

8. Кузнецов, В. С., Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Упраж-нения и игры на занятиях в начальной школе: методическое пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 272 с.

9. Нечаев, А. В., Обидова, О. А. Средства и методы развития двига-тельных качеств студентов: учебно-методическое пособие. – Коломна: КГПИ, 2007. – 73 с.

10. Нечаев, А. В. Развитие профессионально важных физических качеств на занятиях по физической культуре студентов педагогических вузов: учебное пособие. – Коломна: КГПИ, 2008. – 126 с.

11. Попова, Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М. : Терра-Спорт, 2000. – 72 с.

12. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» в вузе. – М. : Мин. Образов. Р.Ф., 2000. – 34 с.

13. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / пер. с польск. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 142 с.

14. Юдина, Н. Н. Методика проведения урока физической культуры, подвижных игр и других форм физического воспитания: Методические рекомендации для студентов 3 – 4 курсов. – Коломна, 1998. – 35 с.

На уроках в III -IV классах большое место продолжают занимать подвижные игры. Игры, предлагаемые для изучения техники метания мяча, содержат все основные виды метаний - на дальность и точность в неподвижную гори­зонтальную и вертикальную цель. Использование малых и больших (лёгких) мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивает глазомер, совершенствует координацию движений. За­крепление техники движений в играх должно проводиться только после ее детального разучи­вания. Технически правильное выполнение бро­сков должно быть основным условием игры.

Наиболее распространенные игры с метаниями для учащихся 3 класса - «Кто самый меткий», «Школа мяча», «Попади в цель», «Выиграть время дальними бросками», «Пятнашки с мя­чом», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Заставь отступить», «Дальние броски», «Защи­та крепости», «От щита в поле»; для учащихся IV класса - «Ловкие и меткие», «Лапта», «Кру­говой обстрел» и др.

Особое место в занятиях с учащимся III - IV классов при изучении метаний занимают раз­личные эстафеты. Участники эстафет ведут борь­бу с соперниками самостоятельно (поочередно) или группами при взаимоподдержке и взаимо­помощи товарищей, но без вступления в непо­средственный контакт с членами других команд. Личная ответственность каждого участника эста­феты в борьбе за победу команды является ценным воспитательным фактором.

Необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не толь­ко физических качеств, но и точности движений, умения управлять своими усилиями при метании различных снарядов с соблюдением рациональ­ной техники. Все это роднит эстафеты со спор­тивными соревнованиями.

Возможность широко варьировать содержание эстафет и условия проведения их с учетом возраста, подготовленности учащихся и условий зала (площадки) позволяет широко применять их на уроках, секционных занятиях и в группах продленного дня, на праздниках и в дни отдыха. При этом надо учитывать, что дети очень болез­ненно относятся к проявлению любых неточно­стей при подведении итогов эстафет. Поэтому проведение эстафет требует от учителя физиче­ской культуры особо четкой их организации.

Эстафету следует повторять не менее 2- 3 раз для окончательного выявления победи­теля. Анализ итогов надо делать после каждого повторения эстафеты, указывая причины успехов и неудач. Это повышает образовательную и вос­питательную значимость эстафет.

Количество игроков в команде - 6-12 че­ловек

Подвижные игры при изучении метания

Вариантов эстафет для учащихся III -IV клас­сов очень много. Содержание их определяет учитель, сообразуясь с учебным материалом урока. Вот примеры возможных эстафет для учащихся III -IV классов.

«Снайперы» (III класс).

Команды строятся в шеренги на расстоянии 1,5-2 м от линии броска, у каждого участника в руках по 2 малых мяча. На расстоянии 5-8 м от линии метания находятся мишени. По сигналу игроки поочеред­но выходят на линию метания и выполняют по два броска в цель. Выигрывает команда, пока­завшая лучший результат, т. е. поразившая мишень большее число раз. В качестве мише­ней можно использовать булавы, кегли, набив­ные мячи, установленные на гимнастическом бревне или другом возвышении; щит-мишень в форме круга диаметром 60-80-100 см, кото­рый закрепляется на стене; щит-мишень с несколькими кругами и цифровыми обозна­чениями (3-2-1).

«Точный расчет» (IV класс).

Команды строятся за линией метания, у каждого участника по мячу. На расстоянии 6-8- м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу участники команд поочередно бросают свой мяч, стараясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, пора­зившая мишень большее число раз.

Варианты: 1) броски выполняют в опреде­ленную зону: 1-я зона расположена от линии броска на расстоянии 12 м, 2-я - 16 м, 3-я - 20 м; каждая зона имеет цифровые обозначе­ния- 1-2-3; команда-победительница опре­деляется по сумме очков, набранных всеми ее участниками; 2) броски выполняют в щит-мишень с несколькими кругами с различными цифровы­ми обозначениями (3-2-1), расстояние до мишени 8-10 м, высота - 2,5-3 м; места команд определяют по сумме набранных очков.