» » Тело как у брюс ли. Тренировки и питание брюса ли

Тело как у брюс ли. Тренировки и питание брюса ли

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, любой из вас хоть раз смотрел фильм с Брюсом Ли и невольно восхищался его уникальным мастерством и рельефом тела. И, наверное, многие задавали себе вопрос: а смог бы я так же? Что ж, сегодня я расскажу о том, как выглядела тренировка Брюса Ли и насколько используемые им упражнения применимы для людей с меньшей физической подготовкой.

Что мы знаем об этом человеке? Интересно, что момент его рождения – между 6 и 8 часами утра 27 ноября 1940 года – пришелся на год Дракона и час Дракона в соответствии с китайской системой исчисления времени. Так что популярное прозвище «Дракон» и частое появление этого слова в названиях фильма актера не случайно. Кстати, детское имя Брюса было Ли Сяолун, то есть Ли Маленький дракон.

Родителями были китаец по происхождению Ли Хой Чен и евроазиатка (немка наполовину) Грейс Ли. Собственно факт рождения состоялся в Сан-Франциско, где в этот момент был на гастролях его отец, актер-комик кантонской китайской оперы вместе с женой.

Как актер, Брюс Ли начал свою карьеру в возрасте трех месяцев, его сняли в роли девочки-младенца в фильме «Золотой ворот девушки». Следующие съемки были уже в шесть лет, в ленте «Зарождение человечества».

Несмотря на великолепную физику тела в зрелости, ребенком и подростком Ли был не так уж хорошо развит физически. Напротив, считался хилым и слабым. Тренироваться он пытался с детства, но особого успеха не имел. Активные занятия начались только с 1954 года, но увлекся он вовсе не боевыми искусствами, а… танцами. Да-да, он был отличным танцором ча-ча-ча. Даже выиграл чемпионат Гонконга по этому виду танца в 18 лет. Параллельно он занялся боксом, что привело к победе в соревнованиях между школами. Именно после этого он заинтересовался кунг-фу.

Занятия боевыми искусствами начались с изучения Тайцзы-цюань, потом Брюс учился у знаменитого Ип Мана стилю Вин Чун (Вин Чунь), освоил приемы дзюдо, джиу-джитсу, бокса. В основном делал акцент на бое без оружия, хотя владел и им. Особенно эффектно – и эффективно – она работал нунчаками.

Семейная и гражданская жизнь Брюса Ли складывалась довольно ровно. В 1959 году он перебрался в Штаты, чтобы подтвердить полученное по факту рождения гражданство. Жил в Сан-Франциско, потом в Сиэтле. Окончил Техническую школу в Сиэтле, поступил в Вашингтонский университет на философский (неплохо, верно?) факультет. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Линдой. Поженились они в 1964 году, в 1965 родился сын Брендон, в 1969 – дочь Шеннон.

В США актер снимался в сериалах, но не в главных ролях, для обеспечения финансовой независимости давал частные уроки боевых искусств. Среди его учеников было много известных людей, в том числе баскетболист Керим-Абдул Джабар, с которым Ли потом поставил интересную боевую сцену в фильме «Игра смерти».

С 1971 года Брюс перебрался в Гонконг, где и началась его карьера звезды боевиков. Съемки первого же фильма студии «Golden Harvest» «Большой босс», где постановкой боевых сцен занимался сам актер, принесли оглушительный успех, закрепленный уже более бюджетными «Кулак ярости» и «Возвращение дракона». За свою карьеру Брюс снялся в 36 фильмах, но только в последних пяти он исполнял главную роль.

Смерть актера случилась в 1973 году, ему было 33 года… Это произошло во время съемок фильма «Башня смерти». Под новым названием «Игра смерти» эта картина была доснята через пять лет после смерти Ли, где вместо него задействовали двух дублеров.

Достижения Брюса Ли

Как уже говорилось, к основным успехам Ли как актера относится слава и солидные заработки. В то же время его уникальные по тем временам фильмы служили активной популяризации боевых искусств. Именно тогда у него появилось огромное число последователей по всему миру.

Разработанная Брюсом Ли система Джит Кун До («Путь опережающего кулака»), основанная на принципе опережения ударов противника, до сих пор считается одной из перспективных и эффективных школ боевого искусства.

Как спортсмен и боец, Ли добился впечатляющих успехов. Среди его рекордов:

  • Высочайшая скорость ударов. Заснять их с помощью обычной скорости (24 кадра в секунду) не удавалось, для боевых сцен использовалась технология с 32 кадрами в секунду. Было зафиксировано перемещение на метр за 0,02 секунды.
  • Уникальная выносливость. Он мог держать ноги «уголком» в упоре на руках более получаса, удерживал в одной руке 34-х килограммовую гирю несколько секунд.
  • Невероятная точность движений – бойцу удавалось поймать палочками для еды подброшенные зерна риса;
  • Сила удара – Ли пробивал пальцами стальные в то время запечатанные банки «Колы».
  • Несравненная сила кистей и предплечий рук – актер отжимался на двух пальцах и подтягивался на мизинце одной руки.

Как тренировался Брюс Ли

Сейчас в сети представлено огромное число разрозненных и иногда противоречащих себе материалов о методике тренировок актера. Собрав и проанализировав основные источники, я вычленил такие основные моменты.

  1. Зря думают, что Брюс Ли занимался только боевыми искусствами. Бодибилдинг, фитнес, специальные системы питания – все это было в его карьере атлета.
  2. На пике формы спортсмен занимался с нагрузкой, равной его собственному весу или превышавшей его. При этом бодибилдингом он предпочитал заниматься дома, а не в тренажерном зале, имея весь необходимый арсенал приспособлений для качки.
  3. Тренировка состояла из изометрических и статических упражнений, аэробной нагрузки и профессиональная подготовка – ударные техники.
  4. Даже в дни отдыха Ли не прекращал заниматься, выполняя упражнения на силу, скорость, гибкость параллельно с чтением и просмотром телевизора.

Принципы и методы тренировок: продуманные и изнурительные

Личные записи и видео, фотографии, сделанные в разные моменты жизни Брюса Ли, его общение с другими спортсменами и журналистами позволяет сделать выводы о том, какими были принципы и методы его тренировок.

  • Впитывай полезное и отсекай бесполезное. Эти слова приписывают Ли, и хотя неизвестно, действительно ли он говорил именно так, его стиль боя и тренировок полностью подтверждают фразу. Этот стиль можно охарактеризовать как «инстинктивный».
  • Тренируйся, чтобы драться. Абсолютно все занятия актера были направлены на то, чтобы сделать тело максимально совершенным, идеально функционирующим механизмом. Силовые тренировки давали необходимую выносливость и энергию, аэробные помогали улучшить кровообращение и реакцию, боевые – отточить технику.
  • Тренировки каждый день. Как известно, Брюс ли каждый день выполнял подходы и повторения на скорость и гибкость, не менее трех раз в неделю работал с тяжелым железом.
  • Отработка ударов не может быть обезличенной. Ли рекомендовал представить на месте груши или тренажера самого ненавистного человека и вкладывать эмоции в каждый удар.
  • Тренинг должен быть прогрессивным.

Что говорят коллеги и очевидцы

Самый близкий актеру человек – его жена Линда – утверждала, что ее поражала способность мужа одновременно выполнять множество действий (смотреть бокс, в промежутках между интересными моментами читать и одновременно выполнять удары ногами и качать бицепсы с помощью гантели). Его фанатичное отношение к тренировкам, каждодневные «истязания» своего тела, доведение его до немыслимого совершенства было наиболее значимой частью их семейной жизни. Она же в своих воспоминаниях сообщала, что очень много времени Брюс уделял поиску информации о новых возможностях совершенствования тела и разработке собственных систем тренировок, занимался в том числе и медитацией.

Чемпион США по рестлингу отмечал, что весящий на 40 килограмм меньше него Ли умудрялся побеждать его в борьбе на руках, причем без видимого напряжения. Невероятную физическую силу Брюса отмечают также его коллеги Джон Левис и Джон Ри. Херб Джексон, конструировавший для него новые тренажеры, сообщал, что деревянные изделия разбивались мгновенно, и только усиленные металлом имели шанс продержаться хотя бы несколько тренировок.

Интересно, что Чак Норрис уверял, будто Ли не использовал ударов ногами выше пояса, считая их непрактичными в единоборствах. Однако Норрис сумел убедить его в эффектности таких приемов на экране, после чего Ли освоил полный арсенал высоких ударов ногами в течении полугода.

Техника выполнения и виды упражнений

Реконструируя записи дневников, слова очевидцев и фото с Брюсом Ли, специалисты пришли к выводу, что он работал по таким техникам физической подготовки:

  • Основные упражнения по три сета с 15…30 подходами в зависимости от веса.
  • Чередование упражнений, в каждой тренировке они меняются.
  • Постоянное наращивание нагрузки.

Одна из программ для тренировки пресса и мышц ног представлена на фото.

В предложенной ниже таблице сведены основные принципы работы.

Тренировки по дням

Еще одно фото из его личных записей:

По поводу именно боевых техник мне удалось найти вот такую программу:

  • Удары руками в понедельник/среду/пятницу – джеб, кросс, хук, кросс снизу, скоростная тренировка, серии. Все упражнения, кроме скоростных, делаются на пневматической груше, боксерском мешке, обычной груше и настенной подушке, скоростные упражнения только на пневматической груше в тренажерном зале или дома.
  • Удары ногами во вторник/четверг/субботу – боковые, боковые хуки, с поворотом, пяткой, прямые и задние.

Записи (не полные) за январь 68-го года сообщают, что в месяц состоялось тренировок: на растяжку и отработку ударов – 15, на скорость – 12, на скручивание (в том числе подъем туловища) и подъем ног в висе – 121 и 129, для ног (приседания и другие) 19, бег (в том числе спринт) – 10 часов.

Почти все упражнения выполнялись в домашних условиях – спортивное оборудование для этого занимало весь дом актера, причем тренажеры были даже в гараже. Очевидцы сообщают, что гантели и штанга имелись везде, где бы он не проводил хотя бы полчаса – даже в офисе.

Как питался Брюс Ли: сбалансированная диета

Всю жизнь Ли предпочитал китайскую кухню, отдавая предпочтение белковым блюдам, в том числе на основе сои. Близкие утверждали, что мучного он избегал – ел разве что из вежливости, в гостях. Упор на белковые продукты выражался и в большом числе протеиновых коктейлей, актер пил их каждый день: с сухим молоком, яйцами, бананами, маслом арахиса, пророщенной пшеницей, пивными дрожжами и лецитином. Состав постоянно менялся.

Ли придерживался принципа дробного питания – малыми порциями пять-шесть раз в день. Диета сопровождалась энергетическими напитками на основе женьшеня и меда, витаминами и пищевыми добавками.

Какие добавки использовал Брюс Ли

По словам его жены и других очевидцев, он активно экспериментировал со всем синтетическими витаминами, в основном групп В, Е, С, постоянно употреблял сироп шиповника и пыльцу пчел. Как уже говорилось выше, женьшень был в меню каждый день в виде напитков, как и мед.

Заключение

Сложно остановиться, ведь информации о Брюсе Ли так много, и так много пользы может принести использование его методов и принципов жизни для улучшения нашей собственной жизни. Я буду очень рад, если вы найдете в этой статье что-то новое и полезное для себя, поделитесь полезными советами в социальных сетях!

Вконтакте

Многие мужчины ставят на тренировках перед собой цель накачать красивое тело, развить силу, скорость удара и выносливость. Образцом подражания для них является Брюс Ли. При небольшом росте и весе он сумел достичь уникальных показателей, добиться успеха в спорте, покорить Голливуд и в совершенстве освоить боевые искусства. А начинал Брюс Ли первым осваивать боевое искусство Вин Чун. Затем и другие виды.

Незаурядные физические способности были основой, но небывалых результатов он достиг благодаря изнуряющему труду, и систематическим упражнениям. Он разработал собственную программу тренировок, которую часто используют современные атлеты.

Например, маленький Русеи Имаи постоянно использует методы Брюса Ли – знаменитого «дракона», благодаря чему, шестилетний мальчик стал известен на весь мир.

Основные принципы тренинга

Тренировки Брюса Ли направлены не на увеличение мышечной массы, а создание крепкого тела и выносливых мускул, которые будут выдерживать длительные нагрузки. Курс упражнений был ориентирован на:

  • прокачку пресса;
  • проведение спаррингов;
  • чередование тренировок.

Расписание спортсмена на неделю было тщательно продуманным. Упражнялся он каждый день. В начале каждой тренировки был бег, а именно спринт на длительные дистанции. Разогрев мышцы, суставы и связки, Брюс Ли обязательно посвящал время упражнениям на пресс. Силовая тренировка имела для него второстепенное значение. Однако занимаясь со штангой, ему удалось прорисовать каждую группу мышц, подчеркнуть их красоту и изящность.

На скорость удара он предпочитал тренироваться в виде спаррингов. Он считал, что именно таким способом можно усовершенствовать свою технику и методику. Тренировочные бои Брюс Ли любил за то, что они помогают не только для силы, но и улучшают гибкость, повышают скорость и пластичность, делают тренировку «живой».

Спортсмен всегда подчеркивал, что надо тренировать не только тело, но и дух, комплексно подходить к изучению возможностей своего тела, развивать ловкость и оттачивать движения. Он никогда не переставал совершенствоваться и не останавливался на достигнутом. В этом и есть основной секрет его успеха.


Виды и особенности занятий

Тренировка Брюса Ли никогда не была однообразной. Он отдавал предпочтение определенным упражнениям, но умело сочетал их, менял местами, дополнял и усложнял. Если вы хотите заниматься по технике «дракона», следует быть готовым трудиться на пределе возможностей. Для того чтобы подготовить мышцы, спортсмен и актер использовал изометрические упражнения. Их смысл сводится к тому, что на пике нагрузки напряженность мышц надо сохранять максимально долго. Его личный рекорд составлял 12 секунд.

Система его тренинга не исключала силовые упражнения. Атлет, покоривший не одно боевое искусство, предпочитал работать со свободными весами. Он практиковал:

  • — 2 подхода по 12 повторений;
  • повороты и наклоны со штангой на плечах — 2 подхода по 8 раз;
  • подъемы на бицепс — 2 подхода по 8 повторений;
  • жим лежа — 2 подхода по 6 повторений.

Для железного пресса он использовал упражнение «Флаг Дракона». Для выполнения надо лечь на скамью, ухватиться руками за нее на уровне головы. За счет мышц пресса поднять весь корпус медленно вверх. В максимальной точке упор приходится на плечи. На выдохе плавно опускаем тело в исходную позицию. Система занятий Брюса Ли обязательно включала в себя прыжки на скакалке, плавание, отжимания, подтягивания и статические движения.


Что такое вин-чун

В фильмах, где снимался Брюс Ли, можно увидеть очень редкие кадры, на которых запечатлен «дюймовый удар». Это особая техника поведения кисти. Человек наносит удар пальцами рук с маленького расстояния, вкладывая в него силу всех возможных мышц. С помощью этой техники при минимальных усилиях и небольшом физическом контакте можно отбросить противника в сторону на несколько метров.

Брюс Ли отрабатывал «дюймовый удар» всю жизнь. Техника ведения поединка сводится к тому, что каждая последующая атака вытекает из предыдущей, а расстояние до противника постепенно сокращается. В удар необходимо вложить вес и «сбросить силу», поэтому выполнить его правильно без скоординированной работы мышц не удастся. Оттачивание «дюймового удара» требует времени. Быстро постичь азы легко, но без практики научиться покорять противника с маленького расстояния не удастся.


Диета «дракона»

Если посмотреть на телосложение Брюса Ли, то первое, что бросается в глаза, это отсутствие жира. Идеальной физической формы ему удалось достичь благодаря тому, что он умело сочетал тренинг и принципы правильного питания. Еда известного спортсмена и актера была питательной и полезной, т. к. для занятий ему нужны были силы и энергия. В то же время, пища не должна была откладываться в виде жировой прослойки. Главными правилами питания Брюса Ли можно назвать:

  • Есть надо небольшими порциями, но часто. В течение дня необходимо покушать 5-6 раз.
  • Употребление женьшеневого чая. Напиток, дарящий энергию и силы, сделать просто. Для этого потребуется мед, чай (для основы) и женьшень.
  • Использование протеиновых коктейлей собственного приготовления. Сделать не так сложно, как может показаться. Подходящими ингредиентами являются бананы, яйца, молоко, пророщенная пшеница.
  • Введите в рацион биодобавки. Каждый день в организм должны поступать витамины и микроэлементы. БАДы и поливитаминные комплексы способны восполнить необходимый объем в полезных веществах.
  • Меньше жирной пищи. Из мяса надо отдать предпочтение говядине. Она обладает нежным вкусом и дает организму необходимый белок, который нужен для восстановления мышечных волокон.

На этом видео уникальные кадры:

Брюс Ли навсегда останется примером трудолюбия и самоотдачи. Используя его тренировки и главные правила, можно добиться прекрасных результатов, стать сильней, быстрей и научиться уникальной технике ударов. Главное уделять максимум времени и сил тренингу, и заниматься в хорошем настроении.

Брюс Ли, легендарный мастер боевых искусств и киноактер, создатель стиля единоборств Джит Кун-До, основывал физический тренинг на открытости и гибкости. Методы тренировки Брюса Ли органично соединили то лучшее, что он взял из различных школ боевых искусств, бодибилдинга, других тренировочных стилей. Это был стиль всесторонне развитого спортсмена, нацеленный на превращение обычного тела в идеально функционирующее, обладающее одновременно скоростью, силой и гибкостью.

Ранние тренировки Брюса Ли с конца 1950-х уже превратили его в невероятно сильного бойца и наставника, принесли его школе процветание. Но все изменилось в 1964 году после боя между ним и бросившим ему вызов Вон Дже Мэном. В случае победы Ли продолжал учить кого угодно и чему угодно, в случае поражения закрывал свою школу навсегда. Трехминутный бой принес Ли победу, но он был разозлен тем, что потратил на нее гораздо больше времени и усилий, чем планировал. Посему вся программа тренировок Брюса Ли была им пересмотрена кардинально в сторону усложнения и максимальной отдачи сил.

Его физический тренинг - это сверхпрочный кристалл о пяти гранях, без любой из которых он тут же рассыпается в пыль.

Грань бега

Среди всех упражнений бегу Брюс Ли придавал особое значение и считал, что если такая нагрузка непосильна человеку, в спорте ему делать нечего. Шесть раз в неделю он бегал минимум 15 минут, причем в стиле "рваный ритм", т.е. с частой сменой темпа. Вдобавок сразу же после бега "накручивал километры" на велот

ренажере со скоростью до 50 км/ч, развивая выносливость.

Грань спарринга

Точнее, свободного спарринга как лучшего средства для оттачивания боевых навыков. Каждый спарринг проводится в защитной экипировке - это тренировка, и лишние травмы спортсмену совсем ни к чему. Прежде чем начинать спарринг, следует отработать удары, для чего нужно иметь деревянные манекены и мешки, наполненные бобами. Таким образом, тренировки Брюса Ли довели Джит Кун-До до совершенства.

Грань чередования

Одних спаррингов мало. Ли менял направление нагрузок (руки, ноги) и их нацеленность (выносливость, сила). Обязательно - брюшного пресса, сочетание бега с велосипедом, прыжки со скакалкой, штанга. Каждый день около двух часов тратилось на оттачивание ударов. Нагрузке ежедневно подвергались лишь определенные мышечные группы, в то время как остальные отдыхали.

Грань движения

Никто и никогда не видел Брюса Ли вне тренировки. Это был Мистер Вечное Движение. Каждую минуту он придумывал мышцам своего тела пусть небольшую, но нагрузку. Даже когда читал книги. Он не снимал с ног и рук утяжелители. И в то же время он был заботливым семьянином и обязательно выделял время на духовное саморазвитие.

Грань дисциплины

Дисциплина - безошибочный показатель Все тренировки Брюса Ли пошли бы насмарку, если бы он хотя бы раз снизил нагрузку или на день отказался от них. Мастер не давал себе покоя даже вдали от дома, где было необходимое оборудование. Он придумал себе с неподвижными объектами. Например, в течение нескольких часов пытался сдвинуть с места стену дома.

Тренировки Брюса Ли готовили спортсмена к реальному спаррингу, который мастер считал конечной целью всех упражнений, являющихся всего лишь инструментом.

Самое главное: сам мастер не считал свои тренировки неким шаблоном, применимым абсолютно для всех. Если хочешь правильно научить человека - найди к нему индивидуальный подход. Найди ту технику, к которой он склонен, она и будет самой полезной, ее-то и нужно развивать. Так говорил Брюс Ли.

Брюс Ли – культовая личность в мире спорта, боевых единоборств, а также в кинематографе. Человек с огромной историей и целым списком достижений. Но сегодня он стал гостем нашей статьи неспроста. Говорить о его биографии можно бесконечно. История Ли известна всему миру, и особенно поколению 80-90х годов. Нас с вами интересует не его кинокарьера, и не его становление мастером собственных единоборств. Сейчас людей интересует лишь одно – как Брюс Ли достиг своей превосходной физической формы? Как он удерживал столь низкий процент жира на протяжении всей жизни без применения различных диуретических препаратов, допинга и без других современных «инструментов»? Собираем интересные факты, факты о его тренировках и анализируем все это с точки зрения современного фитнеса, физиологии и эндокринологии.

Брюс Ли обладал стройным телосложением с минимальным процентом жира. Он не мог похвастаться огромными мышечными объемами как Шварценеггер или любой другой культурист, но в то же время количество жира было по-настоящему минимальным, сравнимым с культуристами на пике соревнований. Почему это так привлекает людей?

Дело в том, что культуристы трудятся месяцами для уменьшения процента нательного жира, и несмотря на огромное количество действий результат возможно сохранить лишь на несколько дней – на время соревнований. Брюс же удерживал низкий процент жира в течение всей жизни, вплоть до своей внезапной кончины. Ну а кто в наше время не желает быть стройным и подтянутым круглый год? Не забывайте про удивительный факт из биографии Ли: он не держал изнуряющих диет, и в целом питался как обычный среднестатистический житель Китая и Америки. Различия проявились из-за частых разъездов Брюса. Но обо всем по порядку.

Спортивные факты о Брюсе Ли

Низкий процент жира – это отнюдь не единственное достижение Ли. Он владел отличными силовыми показателями и хорошей силовой выносливостью, о чем говорит его способность удерживать перед собой гирю весом 32кг на протяжении 4 секунд.

Вес Ли колебался лишь в диапазоне от 1 до 2 кг, то есть его можно назвать стабильным, на протяжении всей его взрослой жизни. Достижение выглядит внушительно, несмотря на огромное количество физической активности, калорийного питания и частой смены продуктовой корзины из-за постоянных разъездов.

Скорость ударов и реакция были на высоте, и во многом это заслуга особых тренировок, о которых мы поговорим ниже. Среди физических достижений Ли следует отметить полный отказ от силовых тренажеров. Он активно пользовался гантелями и гирями, изредка – штангой, но никогда не применял тросовые, рычажные или блочные тренажеры, так как не чувствовал в них мышцы должным образом. Согласно его заявлениям, по ощущениям тренажеры были похожи на то, что кто-то выполняет упражнение за него, а он всего лишь инструмент для этого.

Секреты тренировок Брюса Ли

Наверняка вы ждете уникальных секретных методик из древнего Китая, которым Ли обучился у своего именитого мастера Ип-Мана. Реальность увы, не такая мифическая. Благодаря современным познаниям человечества в физиологии, биохимии и кинезиологии, можно провести полноценный анализ тренировок Брюса Ли и понять, в чем же состоял его «секрет».

В видео-архивах запечатлено не так много тренировок Ли, но часть из них записана полностью. К этому можно добавить рассказы тех, кто начинал тренироваться с Брюсом или же обучался джит-кундо под его началом.

Уникальная особенность его тренировок – применение негативных повторений. Разумеется, в те времена Брюсу не было известно об этом методе тренировок из мира культуризма. Он руководствовался тем, что почерпнул на своей исторической родине из рассказов своего наставника.

Брюса всегда отличала его пытливость и острый ум. Увидев древние картины с китайскими силачами и циркачами, он заинтересовался данной тематикой. Они были способны удерживать огромные тяжести на вытянутых вперед руках, над головой и т.п. Их сила была велика, но она не подходила для единоборств и для кунг-фу.

Ли пытался найти и создать некий симбиоз тренировок древне-китайских силачей и современные методы силовых тренировок. Благодаря учителю он узнал, что сила увеличивается благодаря мучительным статическим упражнениям. Длительные удержания легких гантель или гирь перед собой, над собой, позади себя и в других возможных позах – заметно повышают силу.

Так Брюс начал тренироваться с помощью статики. Он брал маленькие отягощения и застывал с ними в определенных позах, словно мим попавший в тренажерный зал. Со временем его сила подросла и он стал способен удерживать довольно тяжелые отягощения, но ничего сверхнеобычного он не добился.

Ли продолжил поиск своей уникальной методики, которая позволила бы наносить сильные и в то же время быстрые удары. Он заметил, что статические тренировки сильно изматывают его нервную систему. После дня таких тренировок ему требовалось несколько дней чтобы прийти в себя. Это плохо влияло на его обучение кунг-фу и на жизнь в целом. Он становился раздражительным, усталым и попросту неудовлетворенный отсутствием прогресса.

Благодаря случайному случаю он самостоятельно нашел методику негативных повторений. Во время очередного удержания гантели перед собой, его отвлекали друзья. Ему приходилось постоянно прерывать подход и начинать его заново. Это продолжалось в течение часа, и на следующий день Брюс был шокирован сильными мышечными болями, которые поначалу ошибочно рассматривались как следствие болезни или простуды.

В течение нескольких недель Брюс медленно, но уверенно шел к своему изобретению, которое давно применяли американские культуристы. Ли заметил, что при выполнении упражнений в классической манере он не чувствует существенную нагрузку, а увеличение отягощения не позволяет ему выполнять упражнение правильно. В то же время его длительное статическое удержание выматывало и не давало существенных результатов.

Он решил объединить две методики в одну. Он поднимал отягощение в классической манере – быстро, делал существенную паузу на 4-5 секунд, и очень медленно опускал гирю обратно, тратя очередные 5-6 секунд. Таким образом он «изобрел» негативные повторения. Сначала Ли применял негативы лишь в одном упражнении – подъемах гантели перед собой. Спустя два месяца таких тренировок у него разительно увеличились силовые показатели и скорость ударов руками. Одной из причин смело можно назвать негативы – новая необычная для его мышц нагрузка, которая послужила новым стимулом к развитию мышц.

Всё это укрепило в нем мысль о верности выбранного тренировочного плана. Он решил отдохнуть в течение месяца, который удачно попадал на поездку в Китай и обратно. По приезду он смастерил себе боевой манекен, купил несколько гирь и небольшую штангу с гантелями. Количество блинов для штанги было небольшим, так как основной акцент был сделан на гирях и гантелях, которые отличались съемными компонентами. В те времена это была очень дорогая покупка. Однако Брюс нисколько не жалел как в момент покупки, так и спустя несколько месяцев. У него было предчувствие того, что это сыграет важную роль в его тренировках.

Он начал активно тренироваться каждый день. Чередование силовых тренировок, активных вело- и пеших пробежек с кунг-фу и разработкой собственной системы единоборств (джит-кундо) требовало огромных сил и усилий, но тем не менее он справился. Брюс использовал обычную силовую программу, которую «изобрел» интуитивно.

Логика была проста: необходимо нагрузить все мышцы, и сделать акцент на плечах, руках и ногах, дабы это принесло наибольшую пользу в контексте единоборств. Через месяц такого тренировочного опыта Брюс окончательно убедился в том, что будет следовать придуманным хитростям и нюансам тренинга до конца своей жизни. Простейшее применение негативов в своих тренировках привело Ли к ряду открытий, которые впоследствии позволили оставить существенный след в истории единоборств.

Как стать таким как Брюс Ли?

Когда человек задает такой вопрос, он говорит о низком проценте жира и выраженной рельефности, а не об историческом наследии и прочих интересных фактах его биографии. Казалось бы, достаточно следовать низкокалорийной диете и заниматься в тренажерном зале, и уже спустя несколько месяцев вы станете таким же рельефным как Брюс. Но в реальности все немного сложнее.

Посмотрите на всех худеющих. Любой, кто будет нагружать тело силовыми тренировками на фоне недостатка калорий стремительно теряет не только общий вес, но и мышечную массу. Сухости, рельефности и жесткости мышц нет. Причина проста – тело не выгоняет воду и гликоген из мышц на фоне нехватка калорий. Оно расщепляет мышцы, и вес тела уменьшается.

Любые действия по сохранению мышечной массы во время похудения обернутся их постепенной потерей. Добиться выраженной рельефности и венозности практически невозможно. Бодибилдеры гоняют воду и последние остатки жира с помощью тяжелой артиллерии: меняют водно-солевой баланс, едят меньше соли, ограничивают приток жидкостей, ограничивают углеводы и т.д. и т.п. И все эти методы нацелены лишь на краткосрочный результат – на 1-2 дня соревнований, не более того. Далее, тело берет свое и либо возвращает потерянную жидкость, либо вы теряете мышечную массу, поэтому нам с вами такой метод не подходит.

Злые языки говорят, что Брюс Ли использовал различный допинг, стимуляторы и диуретики, чтобы круглый год быть в такой рельефной форме. Разумеется, это не так. Стандартный допинг ему не подходит, а диуретики и различные стимуляторы попросту не позволили бы ему восстанавливаться перед каждым новым днем.

Истина намного проще: он не мучал свое тело малым количеством калорий. На дефиците калорий человек теряет мышечную массу – это факт. Кто-то быстро, а кто-то медленно, это неизбежно. Но несмотря на сей факт Брюс сумел сохранить свою форму и даже улучшить. Секрет кроется в особом виде тренинга. Негативы вынуждают работать мышечное волокно на пределе своих возможностей. Во время подъема отягощения активируется от 50 до 75% волокон, в то время как возвращение снаряда активирует от 75 до 100%, в зависимости от веса отягощения.

Добавьте к этому негативную технику выполнения с намеренным замедленным возвращением снаряда в исходную точку. Вовлечение мышц в движение будет 100%, а это тратит огромное количество энергии. Выполняя абсолютно все упражнения в такой манере Брюс Ли сам того не зная превратил весь тренировочный процесс в сплошную трату калорий. Он нагружал мышцы огромной нагрузкой не за счет большого веса отягощений, а за счет медленной негативной фазы. Для наработки скорости ног и рук он поднимал гири и гантели максимально быстро, но опять же, опускал снаряды крайне медленно.

На фоне такого тренинга Брюс Ли ел достаточно много, особенно для парня своего веса. Он питался обильно, калорийно и даже правильно. Запретные продукты в рационе были, но основной акцент в продуктовой корзине всегда был сконцентрирован на хороших углеводах и на ценных источниках белка, но о питании мы поговорим позже.

Секрет фигуры Брюса Ли – это огромная калорийность рациона и точно такая же огромная трата калорий. То есть он не использовал низкокалорийную диету, которая выглядит для организма как 100% стресс. Вместо этого он обильно снабжал тело энергией из пищи, и при этом тратил ровно столько же, а иногда даже больше.

Высокий коэффициент активности, постоянная занятость, занятия единоборствами, и конечно же – применение негативных повторений в своих силовых тренировках позволило построить функциональное телосложение с минимальным процентом жира. Теперь вы знаете, каким образом Ли мог поддерживать свою отличную рельефную форму круглый год, без перерывов.

Он попросту ел много и тратил еще больше. Силовые тренировки и активные аэробные нагрузки развивали не столько силу, сколько силовую выносливость. Накопление гликогена, уменьшение подкожного жира и т.п. сделало его мускулатуру подобной анатомическому атласу, что в свою очередь отмечал даже Арнольд Шварценеггер.

Тренировки Брюса Ли

Единой схемы тренировок не было, или же она не сохранилась до наших дней. Известно, что Брюс Ли тренировался в стиле «фулбади», нагружая все мышцы за одну тренировку. Общий объем нагрузки был снижен, чтобы успевать восстанавливаться. В среднем это было 3-4 подхода на одну мышцу, и 1-2 на мелкие мышечные массивы ассистенты, такие как бицепсы и трицепсы.

Между подходами Ли отдыха порядка 2 минут, используя не секундомер, а обычные песочные часы. Интересный факт: из-за неточности или неправильной сборки песочных часов, они отсчитывали не 120 секунд, а 111. Поэтому технически он отдыхал между сетами по 111 секунд.

Каждый подход силовых упражнений представлял собой быстрый подъем веса, отчетливую паузу в критической точке с напряжением целевых мышц, и медленное возвращение снаряда назад в стиле негативов. Количество таких повторений было в диапазоне от 8 до 10, не больше и не меньше. В финальных подходах зачастую приходилось работать до отказа, но Брюса это не смущало, он видел в этом очередной вызов.

Список упражнений был довольно прост: базовые упражнения, но практически везде Ли заменял штангу на гантели или гири. Упражнения с двумя руками он старался выполнить одной – поочередно. Например – жим гантелей вверх, для развития плеч – он заменил жимом гири стоя, сначала одной рукой, затем другой. Сгибание рук для бицепсов он выполнял поочередно с гантелями, а не одновременно со штангой, ну а об отжиманиях на одной руке вы не понаслышке знаете из его фильмографии.

Питание Брюса Ли

Как таковой диеты у Ли не было. Углеводы его приучили есть в Китае. Основными источниками углеводов были: рис, брокколи, некоторые виды хлеба и обычный столовый сахар. Из белков Ли предпочитал рыбу и постную говядину, которую чаще всего варил и употреблял с бульонами. При этом Брюс не пугался развивающегося в те годы фастфуда. Будучи жителем Америки он активно потреблял все трендовые пищевые изобретения, начиная бигмаком и заканчивая пиццами от разных пиццерий.

Его высокий коэффициент активности позволял делать это без страха потерять мышечную массу или же напротив – набрать жирка. Важно отметить, что с детства родители Ли обучали его минимализму. Он никогда не наедался до отвала, строго слушая сигналы своего тела. Малейшего сигнала о сытости было достаточно для того, чтобы перестать есть.

Можно с уверенностью сказать, что помимо своих уникальных физических и спортивных достижений Брюс был приверженцем интуитивного питания, и при этом одним из лучших. Он употреблял разную по калорийности пищу, и при этом прекрасно знал свой лимит калорий. Ли в буквальном смысле слова чувствовал его. Повторить такое будет крайне сложно, особенно современному человеку с огромным количеством излишеств на полках продуктовых магазинов.

Поэтому чтобы стать как Брюс Ли хотя бы с точки зрения диеты с питанием, вам придется скрупулезно считать потраченные и полученные калории. Это очень сложно, что и объясняет такое малое количество людей со схожей фигурой. Кроме того, поддерживать высокий коэффициент активности подобно Брюсу Ли под силу далеко не каждому дисциплинированному человеку.

Итог

Брюс Ли был уникальным человеком в сфере единоборств, но с точки зрения фитнеса он запомнился далеко не своими достижениями в кинематографе или в единоборствах. Низкий процент жира, жесткость мускулатуры, рельефность и отсутствие какой-либо жесткой диеты – именно так можно охарактеризовать Ли.

Брюс не углублялся в физиологию или спортивную биохимию, но при этом смог самостоятельно «нащупать» верный план тренировок, который подходил его образу жизни и амбициям. Негативные повторения, интенсивные тренировки, регулярные занятия единоборствами, йога и философия – такая гремучая смесь наделила его невероятным телосложением. Увы, стать таким же как Ли практически невозможно используя его методики. Вам нужен более точный подход, с подсчетом калорий и высчитыванием тренировочной нагрузки с соответствующим планированием.

Однако мы рекомендуем вам попробовать совместить несколько видов активностей. Если хотите обладать рельефной мускулатурой – необходимо учить его функциональности. Это могут быть единоборства, бег, тренажерный зал, йога и даже плаванье. С точки зрения физиологии такие тренировки должны одновременно развивать различные характеристики мышц: выносливость, силу, силовую выносливость, статическую силу и т.п.

Но будьте осторожны, ведь методика негативных повторений забирает слишком много сил у вашей нервной системы. Прежде всего, успевайте восстанавливаться, а рельефность как у Брюса Ли невозможна без полноценного восстановления мышц и тела.

Методы тренировки Брюса Ли

Руководство, данное Ли тем, кто хочет следовать доктринам Джит Кун До, со всей необходимой ясностью и все же несколько туманно сводится к следующему: «Вы должны смириться с фактом, - писал он, - что не может быть помощи, кроме самопомощи. По той же причине я не могу сказать вам, как достигнуть свободы, т. к. свобода сущест вует внутри вас. Я не могу сказать вам, как достигнуть самопознания. Я могу сказать, чего не делать, но не могу сказать, что нужно делать, т. к. это ограничит вас в подходе к проблеме. Формулы уничтожают свободу, рецепты сжимают творчество и утверждают посредственность».

Помните всегда, что свобода от самопознания не может быть достигнута жестким следованиям формулам. Мы не можем внезапно «стать» свободными. Мы просто свободны.

«Следуй принципу, - говорил Брюс Ли Дэну Иносанто, - раствори принцип, но не будь привязан к нему, это и есть ДКД!»

Из всех своих многих преимуществ Брюс Ли больше всего ценил свое тело. Он делал то, что многие считали эксцентричным и даже фантастическим, чтобы держать свою форму в совершенном состоянии. Спортзал его был храмом физической подготовки, оборудованный всяческими устройствами, отделанный зеркалами так, чтобы атлет мог лучше наблюдать свои упражнения и движения.

Его дом в Бел Эйр, естественно, был заполнен всевозможным оборудованием, которое по проектам Брюса сделал его друг и ученик Херб Джексон. Стерлинг Силлифант вспоминает, какой испуг вызвало в нем очередное приспособление, которое больше походило на средневековую дыбу, нежели на спортивный тренажер. Однажды он даже попытался сострить, сказав: «Теперь я понимаю, почему так много говорят о разнообразии и жестокости китайских пыток». Другая вещь, которая произвела на Стерлинга неизгладимое впечатление, была гигантским мешком, который Брюс повесил у себя в гараже. Мешок был 1,30 м в диаметре и 1,65 м в высоту, и, по крайней мере, требовалось два человека, чтобы только его обхватить. Мешок был мягким, поэтому даже если вы наносили по нему удар ногой со всей силы, на которую вы были способны, то он лишь слегка качался. «Это было все равно, что бить в болотную трясину, - говорит Стерлинг, - я был совершенно беспомощен в борьбе с этим мешком, в то время как Брюс был в состоянии послать его в воздух одним ударом». Стерлинг вспоминает, как Брюс часто говорил, что лучше всего ставить удар ногой на большом пальмовом дереве. «Когда добьешься того, что ты перестанешь сотрясаться от своего собственного удара, а будет сотрясаться только дерево, вот тогда ты начнешь понимать удар».

Он не пропускал ни одного дня без тренировки. «Для меня лучшим упражнением является бег», - сказал он однажды репортеру, особо подчеркнув тот факт, что тому, кто не готов к физическим нагрузкам, «ровным счетом нечего делать в жестком спарринге». Он утверждал, что бег настолько важен, что вы должны продолжать бегать в течение всей вашей жизни. В какое время дня вы будете бегать - неважно, важнее, как долго вы будете бегать. В начале вы бежите легкой трусцой, затем увеличиваете дистанцию и темп, в конце пробега включаете спринт для развития скоростной выносливости. Сам он бегал ежедневно, по меньшей мере, 6 раз в неделю от 15 до 45 минут, покрывая от 2 до 6 миль, добавьте к этому 10-20 миль, которые он прокручивал каждый второй день на своем стационарном велосипеде. Кроме бега, он очень много внимания уделял развитию силы мышц брюшного пресса, он также делал многократные приседания, махи ногами и медленные поднимания ног.

Брюс твердо верил в необходимость постоянной «обработки» кулаков и ступней ног, добиваясь того, чтобы они стали эффективным оружием - суставы его кулаков были покрыты большими мозолями. Позже он перестал их увеличивать, почувствовав, что это лишь орнамент, который к тому же может оказать отрицательное влияние на функцию суставов. У него на стене был укреплен мешок с бобами, на котором он отрабатывал удары руками. Уникальным приспособлением у него был манекен, сделанный из тика, он его привез из Гонконга. В соответствии со своими методами, он добавил необходимые для него приспособления. Манекен был около 1,8 м высотой и 0,3 м в ширину. Он стоял на платформе 2,5Х2,5 м, прикреплялся к ней посредством металлической пружины, что естественно приводило к тому, что ответное движение манекена на удар Брюса было почти непредсказуемо. У манекена было две руки чуть ниже шеи и одна рука на уровне живота, длина их была более 0,6 м. У него еще была выдвинутая вперед и согнутая в колене металлическая нога. Руки манекена помогали Брюсу отрабатывать технику «пак сао» - «руки ловушки», а также для «чи сао» - «прилипающие руки». Необходимость выдвинутой ноги была вызвана тем, что с ее помощью Брюс учился автоматически ставить свою ногу таким образом, чтобы она ограничивала движения ноги оппонента, не давая ему нанести ею удары.

Он так же отрабатывал на этой ноге удары по голени и колену. Брюс имел в своем арсенале несколько различных мешков для отработки ударов. Тяжелый мешок он использовал для нанесения тяжелых ударов, которые он наносил целыми сериями, для того чтобы удержать противника в плохо сбалансированном положении, не давая ему возможности сосредоточиться для контратаки. У него был также мешок с мягким дном для ударов, направленных точно по прямой. «Если вы нанесете удар по траектории, хотя бы немного отличной от прямой, то мешок не вернется к вам» - объяснял он. Этот мешок был очень полезен для постановки ударов ногами. Поддерживаемый подвесками, работающими по принципу резины, мешок возвращался после удара с чудовищной скоростью, таким образом, Брюс или его ученик должен был быть предельно внимательным.

Он также в своих тренировках часто использовал листы обыкновенной бумаги. Он вешал листок на нужной ему высоте на тяжелую веревку или цепь. Цель такой тренировки: увеличивать скорость, одновременно добиваясь точной работы (координации всего тела для достижения максимальной мощи. Простой листок бумаги помогал ему отрабатывать хлыстообразное движение в ударах руками, а также в ударах йоко и махи ногами. Листок также помогал выбирать ему правильную дистанцию, но основной целью было достижение максимальной точности, а также взрывной силы. Очень эффектно выглядели его удары, которые он наносил по специальному набитому щиту. Кто-либо из его друзей или учеников держал этот щит и передвигался. Это позволяло ему учиться наносить проникающие удары по движущейся цели. Это было удивительное зрелище. Когда Брюс сам держал этот щит, а кто-нибудь из его студентов наносил удар, но я ни разу не видела, чтобы удар сотрясал Брюса. Но как только наступала очередь Брюса, то ученик, как правило, оканчивал свой полет в другом углу комнаты в полушоковом состоянии.

Ли увеличивал скорость и точность рук и пальцев до феноменальности. Его друг Адриан Маршалл описывает следующий пример ловкости рук, которой позавидовал бы фокусник: «Брюс положил в мою руку двухпенсовик, а затем сказал: «Посмотрим твою ско рость». «Когда я захочу взять двухпенсовик, закрой кулак и посмотришь, успею ли я взять его». Он сделал одно дви жение, я закрыл кулак, затем другое - я снова закрыл. И в третий раз он тоже не успел взять двухпенсовик... В чет вертый раз, правда, все происходило несколько быстрее, но когда я закрыл кулак, монета в нем все еще лежала, по крайней мере, я так считал. Открыв кулак, я увидел, что не только исчез двухпенсовик, в моей руке лежал пенс».

Другие друзья вспоминали подобные трюки, с помощью которых Ли демонстрировал поразительную скорость своей реакции. Толчок такой быстрый, что они не могли его за метить, и такой близкий к лицу, что человек чувствовал ветер, или просил товарища держать его руку подбородком и попытаться помешать Ли закрыть ему веки, но неизбеж но веки были закрыты прежде, чем руку можно было перехватить, но так нежно, что подопытный кролик почти не чувствовал этого, такова была награда за интенсивные тренировки.

Коберн описывает тренировку, которую Ли называл «Мостом через пропасть». Необходимо было подойти как можно ближе к оппоненту, не получив удара, при этом требовалось, чтобы каждый не сводил глаз с другого. При этом появлялся унифицированный (объединенный) процесс, объединяющий бойцов в одно. Ли позволял Коберну дотронуться до него пару раз, чтобы продемонстрировать свою поразительную скорость и мобильность. «Следует подчеркнуть в Брюсе также и то, что сам он постоянно учился. Я думаю, что не было дня, чтобы он не приобрел чего-то нового. Он взрывался от энтузиазма, рассказывая о каком-нибудь ударе, который он только что изобрел – «бах-бах – посмотри на это, - восклицал он, - и я пытался… поток его энергии был как розга, всегда ослаблен до самого конца, сила приходила только с последним – ударом».

Сам Брюс особо подчеркивал, что наилучшим способом тренировки он считает свободный (без ограничений) спарринг, с использованием защитных приспособлений. «Для спарринга вы должны надевать удобные и надежные защитные приспособления. Тогда вы сможете научиться выбирать правильно момент и дистанцию для успешного нанесения ударов. Прекрасная идея - спарринговать с различными индивидуальностями - высокими, низкими, быстрыми, резкими, неуклюжими. Да, временами, неуклюжий неприятель может одолеть более классного, чем он бойца, потому что его неуклюжесть - это своего рода рваный ритм. Таким образом, самый лучший партнер - это резкий, сильный человек, который не ограничен никакими понятиями и рамками, это сумасшедший, который может сделать невесть что, он царапается, хватает вас руками, бьет ногами и т. д.». Распорядок дня у Брюса был, как правило, следующим: подъем рано утром, разминка. Часто пробежка перед завтраком или «прогулка» в десять миль на стационарном велосипеде. Затем он расслаблялся, читая или смотря телевизор, играя с детьми. После раннего ленча он опять садился за книги, это время дня он проводил за чтением. После этого у него начиналась основная тренировка. Перед тем как включиться в тренировку, он обычно ничего не ел. В течение всего дня он практически никогда не сидел без движения. Даже во время чтения он постоянно передвигал одной рукой специальный стул, переворачивая страницы книги другой рукой. Он был своеобразным «перпетуммобиле» в человеческом обличье.

Брюс Ли никогда не отдыхал от таких упражнений. Друзья говорили, что они никогда не видели его в состоянии покоя. Даже когда он болтал за обедом или смотрел телевизор, он прижимал ладонь снизу к столу или напрягал мускулы бедер. Линда пишет, что она часто видела у него в одной руке книгу, а в другой «немой звонок». Или он вдруг вскакивал во время самой занимательной беседы, что бы провести новое упражнение, которое только что пришло ему в голову. Джеймс Коберн рассказывает, что когда он летел самолетом с Ли, Ли по очереди ударял по столику перед креслом кулаком. Когда Коберну это стало действовать на нервы, и он сделал замечание, Ли извинился: «Про сти, друг, я должен держаться в форме».

Из всех естественных упражнений, т. е. упражнений, не требующих специального оборудования или специальной подготовки, применяемых Ли, очевидно, самыми полезными были изометрические упражнения. Изометрическое упражнение - это упражнение, при котором мускулы совершенствуются применением их против неподвижного объекта, например, стены. Ли простаивал часами и более, прижимая тыльную часть руки к балконным пере плетам (чтобы понять эффект, испытайте на себе это уп ражнение 3-4 минуты или в течение часа и более).

Ли применял изометрические упражнения для развития большей части мускулов своего тела. Особо эффективным способом введения напряжения для наибольшего количества мускулов в одном упражнении является изометрический барьер, который он изобрел для своего спортзала. Это был металлический прут, плотно крепящийся посредине, кото рый можно было установить между двумя вертикальными перемычками, обычно под уровнем плеча. Ли нагибался под ним, опирался плечами и затылком и тянул вверх, при этом работали бедро, плечи и мышцы живота. Если он клал руки по сторонам опор и толкал, тогда в работу под ключались и мышцы руки. Ли называл свои руки и ноги, ступни и кисти «орудиями производства». Постоянно проде лывал много упражнений для поддержания их в рабочем состоянии. Говоря об упражнениях, применяемых им, он на стаивал: «Тренировка должна быть функциональной, она должна быть близкой к действительности».

В 1965 году Брюс напишет: «В искусстве Кунг-Фу существуют три стадии. Первая - примитивная, т.е. стадия полнейшего незнания. Вторая - стадия автоматизма, когда разум захвачен еще анализом различных движений. И третья - стадия непосредственного действия, когда вместо того, чтобы навязывать свой стиль противни ку, приспосабливаются под его технику, проанализировав ее слабые и сильные стороны, а затем воссоединив все вместе, по возможности улучшив».

В его усилиях поддержать совершенное здоровье были аспекты, абсолютно не приемлемые для других, например, справедливо отдавая должное тому, что он поест, Ли пола гал «Вы то, что вы едите», следовательно, необходимо было исключить табак и алкоголь. Все же диета Ли часто оставляла желать лучшего. Казалось, периодами он почти целиком сидел на витаминных таблетках, то ничего не ел, кро ме бифштекса, то пил бычью кровь.

Роберт, его брат, описывает прибытие в Америку и встречу в аэропорту с Брюсом, который с выражением ужаса отступил назад и воскликнул: «О боже, ты же костлявый! Ни кому не говори, что ты мой брат, а то мне будет стыдно».

Младшего Ли немедленно препроводили в дом брата в Бел Эйр. На следующее утро его разбудили рано, вручили теннисные туфли и заставили пробежать три мили. Вскоре Брюс посоветовал подходящую диету для Роберта, который почему-то вовсе не был благодарен.

«Боже, это была поистине мука. Брюс был похож на ефрейтора, он каждый день делал смесь собственноручно, чтобы убедиться, что я это выпиваю. Она состояла из молока, белковой муки для быстрого набирания веса, бананов, мороженого, яиц вместе со скорлупой и ананасового масла. Он заставлял меня выпивать кварту этого каждый день (2,25 л.)».

Квинтэссенцией физической формы, первым витком спиралевидной пружины, от которого все новички должны идти к состоянию готовности для изучения искусств боя, является совершенство дыхания. Однако, как просто это ни звучит, искусство дыхания очень сложно и требует много времени. Обычно большинство (очевидно, и сам Брюс Ли до того, как Ип-Мэн взял его в руки и открыл молодому уче нику свои секреты) дышит слишком мелко, большинство дышит от груди, мы же должны дышать от живота. Преимущество использования диафрагмы, а не торса при выды хании и вдыхании воздуха, прежде всего в том, что в первом случае легкие опустошаются и наполняются более эф фективно и полно. Практические медицинские блага этого очевидны, но результаты этого упражнения для начинаю щего гораздо глубже. Глубоко вдыхая через нос и выдыхая через рот, при этом следя за тем, чтобы грудь оставалась спокойной и не двигалась, а живот при этом не работал, боец увеличивает свой запас КИ, со всеми преимуществами мощного внутреннего покоя, который все это обеспечивает.

Брюса Ли не будут вспоминать как диетика, да и не нужно этого. Тело его было как образец мускуль ной грации. Он избежал перетренированной неуклюжести, свойственной штангистам, или фигуры мистера «прекрасное тело», или непривлекательных мышц спартанского бегуна на длинные дистанции. Тело Ли было инструментом первобытной красоты. Для чего он и предназначал упражнения для работы с ним (к счастью, записанные и дошедшие до нас в интервью, статьях и частных воспоминаниях). Такое физическое развитие, как Ли убежденно указывал, само по себе, однако, не является завершением. Как он говорил об этом: «Вот палец, указывающий на луну. Не принимайте, пожалуйста, палец за луну. Не напрягайте свой палец и не пропустите прекрасного вида неба. В конце концов, полез ность этого пальца в том, что он указывает на свет, осве щающий палец и все остальное».

У Брюса было твердое убеждение в том, что правильное понимание воинских искусств может быть достигнуто только на основе индивидуальной работы с учеником, и это явилось одной из главных причин, почему он отказался от своей первоначальной идеи организовать цепь школ кунг-фу. То было одним из талантов его как учителя, что ему было необходимо, прежде всего, заставить человека включить свое сознание с тем, чтобы воспринимать даваемые ему идеи. То, что я привожу ниже, является лишь одним из приблизительных, персональных тренировочных планов Брюса. Он не был разработан для учеников, поэтому Брюс изменил его там, где это было необходимо. Как только его студент осваивал очередную высоту, ему тут же индивидуально предлагалось что-то новое и адресованное специально ему.

Вариант 1

(понедельник, среда, пятница) 1. Прыжки со скакалкой 2. Наклоны и вращения 3. Прогибания в пояснице (кошачьи потягивания) 4. Прыжки в шпагат 5. Приседания 6. Удары ногами в голову

Вариант 2

(понедельник, среда пятница) (предплечье кисть, талия) 1. Вращение туловища 2. Вращения, сгибания, разгибания в кистях 3. Вращения в коленных истцах 4. Наклоны туловища в стороны 5. Скручивание кистей с грузом

Вариант 3

(вторник, четверг, суббота) 1. Упражнения на растягивание связок и мышц ног 2. Махи ногой в стороны 3. Прыжки, прижимая бедра к туловищу 4. Вращения плечами 5. Растягивание паховых мышц и связок 6. Вращение кистей

Вариант 4

(вторник, четверг, суббота) 1. Махи ногами 2. Скручивания кистей 3. Приседания с одновременным вращением 4. Подъем ноги с согнутым коленом 5. Укрепление мышц брюшного пресса 6. Работа на укрепление кистей (вращения с отягощениями)

Тренировка и развитие силы

Он также разработал программу для поддержания хорошей физической формы своих учеников.

 Прыжки в шпагат

 Отжимания от пола

 Бег на месте

 Вращение плачей

 Удары ногами в голову

 Приседания и вращения в коленях в глубоком приседе

 Махи ногами в стороны и медленное поднимание ноги в сторону