» » Пробная тренировка по японскому фехтованию. Японские виды восточных единоборств: описание, особенности и интересные факты

Пробная тренировка по японскому фехтованию. Японские виды восточных единоборств: описание, особенности и интересные факты

Согласно современной классификации, сами японцы свои боевые искусства разделяют на традиционные воинские искусства, возникшие до реставрации Мэйдзи (1868—1889 г.г.) - Koryu Bujutsu - корю будзюцу - 古流 武術 , и боевые искусства современности - Gendai Budo - гэндай будо - 現代 武道 - это стили и школы, большая часть из которых возникла в конце XIX - первой половине XX веков. Литературно можно перевести соответственно - "боевые методы старой школы" и "воинские искусства современности".

Обратите внимание на ряд слов и соответствующих им иероглифов, которыми часто обозначаются различные боевые искусства и стили: 1) - дзюцу - техника, умение, способ, искусство; 2) - до - путь, искусство, практика; 3) 会 - кай - сообщество, собрание, ассоциация; 4) 館 - кан - дворец, дом, школа; 5) 流 - рю - течение, стиль, манера. Кроме того в названиях школ и стилей можно часто встретить географические названия той или иной местности, а также фамилии основателей или иероглифы, из которых они состоят.

Aikido - Айкидо - 合気道 - Путь Гармоничного Настроения (Настроя) -

лишь один из вариантов перевода этого термина. Основатель - Уэсиба Морихэй - 植芝 盛平 (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) брал уроки у многих мастеров боевых искусств, ниже вы столкнётесь с одним из них - это Сокаку Такэда . Айкидо формировалось в период с начала 20"х по конец 40"х годов прошлого века и является ярким примером гэндай будо - 現代 武道 . Морихэй Уэсиба воспитал много одарённых последователей, которые с одной стороны продолжили его дело, с другой - привнесли много нового и интересного в практику айкидо. Далее можно ознакомиться с некоторыми из них и их школами...

Стили и Школы:

  • Aikikai - Айкикай - 合気会 - Можно перевести, как "Сообщество принципа Айки". С тиль айкидо, во главе которого стоят потомки Морихэи Уэсибы. Руководители организации носят звание Дошу 道主 (продолжатель пути): сын - Киссёмару Уэсиба (с 26 апреля 1969 по 4 января 1999) и внук - Моритэру Уэсиба (с 4 января, 1999 по нынешнее время). 1940 год считают датой основания организации.
  • Yoshinkan - Ёсинкан - 養神館 - "Школа культивации духа" , основатель Сиода Годзо - 塩田 剛三 (9 сентября 1915 г. —17 июля 1994 г.) - представитель первого поколения учеников Морихэи Уэсибы. Основание стиля в 1955 году. Подробнее в разделе "Об Айкидо".
  • Iwama Ryu - Ивама Рю - 岩間流 - "Течение Ивама" (Ивама 岩間 - дословно - скалистая местность - географическое название места первого додзё этой школы) , основателем является Сайто Морихиро - 斉藤守弘 (31 марта 1928 г. — 13 мая 2002 г.) - один из ближайших учеников Уэсибы, в течении 23 лет оставался учидэси 内弟子 (ученик, живущий в доме учителя) О-Сэнсэя.
  • Kokikai - Кокикай - 光気会 - можно перевести, как "Сообщество сияющего настроения" , основано Сюдзи Маруямой (родился 1 апреля 1940 года) - один из учеников Уэсибы последнего поколения.
  • Yoshinkan Seiseikai - Ёсинкан Сэйсэйкай - 精晟会 - буквальный перевод - "Сообщество духа наполненного солнцем", основатель Тэрада Киёюки 寺田精之 (20 апреля 1922 - 13 июля 2009 года) - соратник Годзо Сиоды и фактически сооснователь стиля Ёсинкан Айкидо, тем не мение, эта школа существенно отличается от классического Ёсинкан целым рядом технических особенностей.

  • Renshinkai - Рэнсинкай - 錬身会 - дословно - "Сообщество закалки (тренировки) тела", основатель - Тида Цутому - 千田 務 (родился 4 октября 1950) - один из первых учеников Годзо Сиоды.
  • Shinwakan - Cинвакан - 親和館 - "Школа дружелюбия", канчё - 井上強一 Иноуэ Кёити (родился 10 сентября 1935), соратник и старший ученик Годзо Сиоды.
  • Sin Sin Toitsu - Син син тоицу - 心身統 - дословно - "Сердце (дух) управляет телом" (альтернативное название - Ки айкидо). Основатель Тохэй Коичи - 藤平光一 (20 января 1920 года — 19 мая 2011 года).
  • Tomiki Ryu - Томики Рю - 富木流 - "Школа Томики" или Shodokan Aikido - Сёдокан Айкидо - 昭道館 合気道 - "Школа светлого пути". Основатель - Томики Кэндзи - 富木謙治 (15 марта 1900 - 25 декабря 1979).

Daitoryu Aikijujutsu - 大東流 合気柔術 - Д айторю Айкидзюдзюцу - школа дзюдзюцу великого востока и гармоничного настроения (литературный перевод здесь врядли осуществим, скорее, название представляет собой пару символических идиом).

Один из наиболее известных стилей дзюдзюцу 柔術 (магкая техника, умение), основанный Такэда Сокаку - 武田 惣角 (10 октября 1859 г. ― 25 апреля 1943 г.). Более подробно описан в разделе "Об айкидо".

Judo - Дзюдо - 柔道 - Г ибкий П уть.

Родоначальник - Кано Дзигоро 嘉納 治五郎 (28 октября 1860 г. ― 4 мая 1938 г.) изучал дзюдзюцу 柔術 у многих мастеров своего времени . На основе этой практики, отказавшись от особенно травмоопасных техник, фактически создал новый вид борьбы. 講道館 - Кодокан (Школа изучения пути) - первое додзё Кано было создано в 1882 году. Этот год и считают годом основания дзюдо. Через занятия дзюдо прошли многие известные личности в мире Будо. Дзюдо в молодые годы занимались Маэда Мицуё (前田光世 - 18.11.1878. - 28.11.1941.) - основатель бразильского джиу-джицу, Василий Сергеевич Ощепков (25.12.1892. - 10.10.1937.) - один из основателей самбо, многие мастера айкидо высокого уровня пришли в айкидо уже имея практику в дзюдо.

Karate - Каратэ - 空手 - Пустая Рука,

первоначальная версия написания - 唐手 - китайская рука - альтернативное японским искусство ведения рукопашного боя, пришедшее на Окинаву вместе с одним из изучающих шаолиньское кунг-фу, неким Сакугава Канга 佐久川寛賀 (1733—1815), по прозвищу Сакугава Сатунуси или Тодэ Сакугава.

Стили и Школы:

  • Shotokan - Сётокан (часто - Шотокан) - 松涛館 - "школа шумящих сосен" или "стиль сосен и моря". Основатель Фунакоси Гичин (船越義珍 - 10.11.1868 - 26.04.1957) На эмблеме Сётокан изображён тигр, являющийся тотемным покровителем стиля. Отличительной особенностью стиля являются низкие стойки и резкие движения бёдрами во время нанесения ударов. Один из основополагающих принципов Сётокан - "Иккэн хисацу"(一拳必殺) можно перевести как "Вырубить с одного удара".
  • Goju Ryu - Годзю Рю - 剛柔流 - "школа мягкости и твёрдости". Один из основных стилей окинавского каратэ, который к концу двадцатых годов прошлого века создал Мияги Тёдзюн (宮城長順 - 25.04.1888. - 08.10.1953). Мастер неоднократно посещал Китай и изучал там различные стили ушу. Именно этими практиками он расширил стиль каратэ Наха-тэ (那覇 ), который изучал сам под руководством Хигаонны Канрё (東恩納寛量 - 10.03.1853 - 15.10.1915).
  • Wado Ryu - Вадо Рю - 和道流 - "школа мирного пути" или "пути согласия". Стиль создан в 1939 году Оцукой Хиронори (大塚博紀 - 01.06.1892 - 29.01.1982) профессиональным врачём. Эмблемой является круг с изображением белого голубя с расправленными крыльями и сжатого кулака над ним. Хиронори с детства изучал различные стили дзюдзюцу. К тридцати годам заинтересовался каратэ и немало преуспел на этом поприще, основав свою собственную школу. В каратэ Вадо Рю отражено увлечение техниками дзюдзюцу. Этот стиль насыщен большим количеством болевых контролей, бросковых техник, подсечек, подножек, не свойственных для других стилей каратэ того времени. Кроме того, сам поединок в меньшей степени строится на открытой конфронтации, в большей степени используются уходы с линии атаки нежели жёсткая их блокировка. В связи с подобным тактическим ведением боя Хиронори вводит ряд стоек, подразумевающих большую мобильность и динамику передвижений, не характерных для большинства стилей каратэ. К примеру, часто используемая позиция в других стилях каратэ Киба-дати (騎馬立ち - дословно - стойка всадника ) здесь заменяется на Нэко-аси-дати (猫足立ち - стойка кошки или кошачья нога).
  • Shito Ryu - Сито Рю - 糸東流 - можно перевести как "школа восточной нити". Стиль разработан Мабуни Кэнвой (摩文仁 賢和 - 1889 - 1952). Название связанно с двумя другими мастерами каратэ, у которых учился Мабуни, и содержит иероглифы, из которых состоят их фамилии. Это Итосу Ясуцунэ (糸洲安恒 — Итосу Анко 1831—1915) - видный мастер окинавского каратэ, у которого занимались многие мастера, создавшие в последствие свои школы, и Хигаонна Канрё (東恩納寛量 - 1852-1915). Школа каратэ Сито Рю существенное время тренировок уделяет ката, которых насчитывается в нём около пятидесяти, что значительным образом превышает число ката в других стилях.
  • Kyokusinkay - Кёкусинкай - 極真会 - "сообщество наивысшей истины". Основано Оямой Масутацу (大山倍達 - псевдоним, взятый в японии корейцем - 27.07.1923 - 26.04.1994) в 50-х годах прошлого века.
  • Ashihara Karate - Асихара Каратэ - 芦原 空手 - каратэ Хидэюки Асихары (芦原英幸 - 05.12.1944 - 24.04.1995) в 1980 году.
  • Koshiki Karate - Косики Каратэ - 甑空手 - первый иероглиф здесь означает металлический котелок, следовательно, можно перевести - "каратэ, подобное металлу", другими словами - "жесткое каратэ". Датой основания называют 1977 год.

Kendo - Кэндо - 剣道 - П уть Меча,

(ранее - Kenjutsu - Кэндзюцу - 剣術 - искусство меча, или искусство владения мечом) основано 1920 году на базе различных школ Кэндзюцу, существовавших с периода раннего средневековья . Философская доктрина школы отражена в её лозунге, который звучит: Ki Ken Tai No Ichi - 体 の 一 - Ки Кэн Тай Но Ичи, что дословно переводится, как: Дух, Меч и Тело - всё едино. В наши дни Кэндо часто преподают в школах Японии для укрепления духа и тела учащихся.

С начала XII века фехтование, на ряду с владением копьём и стрельбой из лука, являлось обязательным навыком самураев-воинов, но до начала XVII века оно скорее занимало второстепенную позицию в их обучении. В период эпохи Эдо (1603-1868) при наступлении относительно мирного времени в Японии возникает целый ряд школ Кэндзюцу, некоторые из которых существуют и поныне. Существенным шагом в дальнейшем развитии Кэндзюцу являлись реформы мастера Наганума Кунисато 長沼 国郷 (1688—1767). На тренировках в те времена в основном использовался деревянный меч боккэн, который часто сильно травмировал учащихся. Наставник Кунисато ввёл в процесс тренировки бамбуковый меч синай (竹刀) или такэмицу (竹光 ) , который состоит из четырёх бамбуковых полос скрепленных кусками кожи и связанных верёвками. Подобная конструкция существенным образом смягчает удар и используется в современном кэндо.

Tensin Shoden Katori Sinto Ryu - 天真正伝香取神道流 - Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю - литературным образом перевести весьма сложно, тем не менее, дословно - школа пути духа распростроняющая подлинную простосердечность.

пожалуй, одна из древнейших школ боевых искусств Японии, подразумевающяя комплексный подход в обучении её адептов. Типичный пример корю будзюцу - 古流 武術 (боевых систем старой школы). Здесь, на ряду с основополагающей техникой фехтования мечём - кэндзюцу (剣術), существует целый ряд разделов параллельного обучения:

Иайдзюцу - 居合術 - искусство мгновенного обнажения меча с одновременным ударом.

Нагинатадзюцу - 長刀術 - искусство владения нагинатой.

Рётодзюцу - 両刀術 - техники фехтования двумя мечами одновременно и ведения боя с несколькими атакующими.

Кодатидзюцу - 小太刀術 - фехтование в помещении (тесном пространстве) маленьким мечом.

Бодзюцу - 棒術 - навыки владения боевым шестом.

Содзюцу - 槍術 - практика ведения боя японским копьем.

Сюрикэндзюцу - 手裏剣術 - метание ножей и лезвий.

Дзюдзюцу - 柔術 - ведение рукопашного боя.

Ниндзю́цу - 忍術 - искусство слежки и шпионажа.

Тикудзёдзюцу - 地区場術 - искусство фортификации возведения оборонительных сооружений.

Гунбай-хэйхо - 軍配兵法 - военное искусство стратегии и тактики.

Тэммон-тиригаку - 天文地理学 - небесные явления, астрономия, астрология и предсказания.

Адепты школы называют 1447 год датой основания школы, историки же склонны полагать, что 1480 год - в большей степени соответствует действительному времени этого события. Как бы то ни было, сейчас уже весьма сложно поддержать как одну, так и другую версию.

Kasima Sin Ryu - 鹿島神流 - Касима Син Рю - литературный перевод вряд ли возможен, первые два иероглифа - "Касима"(鹿島 ) - очевидно, имя собственное, повидимому, либо фамилия одного из основателей, либо название местности, дословно - олений остров (также известен древний храм Касима в префектуре Ибараки 茨城県), таким образом - Касима Син Рю - "школа духа Касима".

Ранние упоминания о школе датируются XVI веком. В точности так же, как и Катори Синто Рю (смотрите выше), школа предполагает комплексный подход к изучению будзюцу. Здесь рассматривается ряд дисциплин, куда входит, как работа с различного рода оружием (буки вадза 武器技 ), так и без него (тайдзюцу 体術). Тем ни мение, первоочередным образом практикуется именно владение мечём - кэндзюцу - (剣術 ).

Боевые искусства

Боевые искусства: суть Японии

Японские боевые искусства - наиболее известными из которых являются дзюдо, каратэ и айкидо - это один из образов, которые приходят на ум, когда думаешь о Японии. Многочисленные фильмы, утонченная эстетика, легенды о великих учителях и о невероятных способностях, будто бы приобретаемых в результате упорных занятий, термины «сэнсэй», «додзё», «татами» вносят свою лепту в невероятную популярность японских единоборств и делают их крайне привлекательными для множества людей во всем мире.
Тем не менее, Япония действительно является родиной многих боевых искусств и овладение ими действительно расширяет возможности человека, как физические, так и духовные.
Исторически основой всех боевых искусств в Японии является насчитывающее сотни лет бу-дзюцу - «искусство убивать». Бу-дзюцу - это универсальное боевое искусство, практиковавшееся в той или иной форме самураями и ниндзя. Оно обладало чрезвычайно широким техническим арсеналом, сочетая в себе как ударную технику руками и ногами, так и комплекс бросков, болевых приемов, захватов и уходов, особенно эффективных при противостоянии вооруженному холодным оружием противнику в доспехах, а также и технику работы с разнообразными видами холодного оружия, включая катану, самурайский меч. Именно из него возникли все современные японские виды единоборств. Кроме того, бу-дзюцу являлось боевым искусством в полном смысле этого слова: его целью была быстрая и эффективная нейтрализация оппонента, вплоть до его убийства, а не просто победа в спортивном поединке по установленным правилам, чем отличаются практически все современные направления. Это был вид рукопашного боя, в котором не было правил, так как для победы над врагом «все средства хороши».
Если говорить о таком популярном виде единоборств, как каратэ («пустая рука»), или каратэ-до, то для многих, вероятно, будет неожиданностью узнать, что зародилось оно, строго говоря, не в Японии, а на Окинаве, в те времена, когда это королевство было еще независимым государством. В основу первоначального окинавского каратэ легли различные виды китайских боевых искусств, таких, как кунг-фу и кемпо, где применяется в первую очередь ударная техника. Каратэ - это вид самообороны без оружия, где, соответственно, преобладает ударная техника руками и ногами, ее арсенал достаточно широк. Есть в каратэ и броски, но они используется реже, в спортивном каратэ их практически нет. Считается, что одним из первых мастеров, кто познакомил Японию с каратэ, был Фунакоси Гитин, основатель популярного стиля сётокан, это было в двадцатых годах прошлого века. По другой из версий, которая не противоречит первой, примерно в те же годы окинавский мастер каратэ Мотобу Сёки победил в поединке в Токио американского боксера, что вызвало всплеск интереса к этому дотоле малоизвестному единоборству из южной провинции Японии. Ныне в каратэ существует множество стилей, от спортивных до прикладных, от практически бесконтактных до тех, где применяются удары в полный контакт без перчаток. Такое многообразие стилей является главной причиной того, что каратэ пока еще не стало олимпийским видом спорта. Каратэ чрезвычайно популярно в мире благодаря своей зрелищности и эффектности. В частности, многих привлекает техника тамэсивари - разбивание руками или ногами твердых предметов, а также ката - учебные формальные комплексы движений, содержащие в себе зашифрованную прикладную технику.
Другим, не менее известным видом японских боевых искусств, является дзюдо, что в переводе означает «гибкий путь». Этот вид борьбы был основан мастером Дзигоро Кано в 1880-х годах, который взял за основу дзю-дзюцу (джиу-джитсу), заимствовав из него приемы, наиболее подходящие для спортивных соревнований и при этом наименее травматичные, а также наполнил новым смыслом, сделав ставку не только на техническую подготовку, но и на духовное, личностное совершенствование, о чем говорит окончание «до» - путь - в его названии. Дзюдо - это вид самообороны без оружия, в котором преобладают броски, болевые приемы, удержания и удушения как в стойке, так и в партере, и где практически отсутствует ударная техника, особенно когда речь заходит о спортивном дзюдо, что делает его, в техническом смысле, антиподом каратэ. Кроме того, за счет более широкого технического арсенала по сравнению с такими видами борьбы, как греко-римская и вольная, в дзюдо физическая сила играет меньшую роль, что делает его более универсальным единоборством, доступным для изучения для большего количества желающих. Дзюдо очень популярно не только в Японии, но и во всем мире и является с 1964 года олимпийским видом спорта. Собственно говоря, спортивное (не боевое) самбо является советским клоном дзюдо, заимствовав из него практически весь технический арсенал и отличаясь только формой спортивной одежды.
Еще одним весьма популярным видом японских боевых искусств является айкидо. Иероглифы «айки-до» означают «путь к гармонии духа». Айкидо было основано в двадцатых годах прошлого столетия мастером Морихэем Уэсибой и в нем, как и в других японских боевых искусствах, делается особый акцент на духовное самосовершенствование и внутреннюю гармонию. Этот весьма необычный, в чем-то даже элегантный вид единоборства так же, как и каратэ и дзюдо, восходит к традиционному бу-дзюцу. Основной принцип айкидо - слияние с атакой соперника и использование его силы, энергии против него же. Таким образом, в айкидо отрицается принцип «сила против силы». Именно поэтому в техническом арсенале айкидо преобладает техника уходов, передвижений и так называемых «контролей», позволяющих победить оппонента путем уклонения от его оружия, будь то меч, рука или нога, и затем его последующей нейтрализацией. За счет того, что в айкидо ставка на силовую компоненту делается меньше, чем в каратэ или дзюдо, этот вид единоборства является весьма привлекательным для женщин. При этом не следует заблуждаться насчет излишнего «миролюбия» айкидо: в японской полиции, спецслужбах и Силах самообороны изучают комплексы конкретных, прикладных приемов, необходимых в практическом применении, как из каратэ и дзюдо, так и из айкидо.
Если вы интересуетесь миром боевых искусств Японии, или занимаетесь ими, то в этом случае просто необходимо посетить целый ряд мест в Токио, в зависимости от вида единоборства. Поклонникам дзюдо следует направиться в знаменитый Кодокан, основанный Дзигоро Кано, родоначальником это вида борьбы, еще в 1882 году. Здесь можно не только посмотреть на занятия или соревнования в качестве экскурсанта, но и самому принять участие в тренировках. Большинство поклонников айкидо направляются в расположенный в районе Синдзюку Хомбу-додзё стиля Айкикай - Мекку айкидок. Ну, а тем, кто увлекается каратэ, лучше всего посетить Окинаву - родину этого боевого искусства.
Мир японских боевых искусств далеко не ограничивается тремя вышеуказанными направлениями. Это и дзю-дзюцу (джиу-джитсу) - предшественник дзюдо. И кэндо - искусство владения деревянным мечом, унаследованное от самураев. И иайдо - искусство работы с катаной, боевым мечом с клинком из стали. И даже бо-дзюцу - малоизвестное прикладное искусство работы с шестом против вооруженного холодным оружием противника. В целом можно сказать, что занятия боевыми искусствами хороши тем, что они обогащают человека не только физически, с точки зрения изучения и практики приемов из технического арсенала, но и духовно, делая его более гармоничной, сбалансированной, уверенной в себе личностью. Возможно, именно в этом, в постоянном совершенствовании, не только физическом, но и в первую очередь духовном, и заключается высший смысл занятий японскими боевыми искусствами.

  1. Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

    Воин в доспехах ёрои и с тэссэном в руках​


    В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

    Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку (457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун – 960-1279гг.) также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами, также веер имел продолговатую ручку, которая поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

    Сайхай​


    Когда и кем был изобретён веер мы, конечно же, за давностью веков так и не узнаем. Японские учёные, конечно же, проводили исследования – особенно в период господства буси – но к их работам следует относиться с изрядной долей недоверия. И при этом других исследований просто нет, что вполне логично, учитывая длительный период самоизоляции.

    Описанные выше церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Ещё большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов. Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шёлка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сёгунов во время правления Токугава. Ума-сируси изготовлялись из девяти слоёв бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шёлком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мёртвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикреплённых к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

    Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

    * жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
    * складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

    Гунсэн в сложенном состоянии​


    Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

    Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

    Гумбай​


    Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

    С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

    Тэссэн​


    Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

    В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

    Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

    В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.

  2. Кэндзюцу: искусство фехтования на мечах


    В Японии культ – именно культ – меча процветал как ни в одной другой стране мира: мечам присваивали имена, наделяли их мистическими свойствами, их холили и лелеяли, обожествляли, а владельцы ценили, наверное, больше собственной жизни (особенно с учётом традиций и требований бусидо).

    Меч – катана – оказывал существенное влияние на умы представителей всех сословий в древней и особенно в средневековой Японии, но для буси меч был буквально чем-то мистическим и символизировал начало его жизни воина, отмечал дальнейшие продвижения по службе и в большинстве случаев обрывал жизнь, будь это свой меч или чужой.

    В жизни каждого ребёнка мужского пола, рождённого (или усыновлённого) в семье буси, были два особенных поворотных момента в жизни. Первым моментом была церемония «первого меча», во время которой малыш получал свой первый меч – мамори-катана, выглядевший сущей игрушкой, что, в общем-то, не лишено определённой логики – такой меч носили мальчики до пяти лет.

    Следующим переломным моментом была церемония покрытия главы – гэмпуку – мальчика признавали взрослым и теперь он занимал своё полноправное место среди взрослых мужчин. К моменту проведения этой церемонии мальчик получал свои первые настоящие доспехи и мечи, а в течение церемонии ему впервые в жизни делали взрослую причёску. После проведения обряда гэмпуку молодой самурай должен был продолжать совершенствоваться во владении клановым оружием, а также специализироваться на задачах, установленных для его ранга в иерархии клана.

    Воины всех рангов в обязательном порядке обучались фехтованию на мечах, но у более высокопоставленных буси была возможность нанимать для обучения себя и своих потомков более искусных учителей – этим обуславливается тот факт, что простой самурай, побывавший далеко не в одной битве, зачастую не мог ничего противопоставить хорошо обученному буси более высокого ранга.


    Формы и типы мечей


    То оружие самураев, которое сохранилось до нашего времени и которое изготовлялось в феодальной Японии, произошло от куда более древних бронзовых (впоследствии железных) мечей, которые выковывались как на континенте, так и в самой Японии. Самые древние клинки, которые находили в курганах, датируемых 700 г. н.э., были прямыми (в отличие от более поздних образцов, которые, как мы знаем, обладают слегка изогнутым лезвием), с односторонней заточкой и отливались как единое целое от рукояти до острия.

    Находили мечи и другого типа – с двусторонней заточкой, изукрашенных орнаментами – эти мечи появились в Японии практически одновременно с буддизмом и скорее всего являются потомками мечей, использовавшихся в древних буддистских ритуалах.

    Япония на протяжении своего развития – особенно в древние времена – чрезвычайно многое позаимствовала, приняла и переработала из китайских источников. Не обошлось без китайского влияния и в случае с наиболее уважаемым в Японии оружием. Факт заимствования без труда устанавливается, благодаря характерной форме меча, а также его названию. По мнению некоторых учёных-японистов, «чен» и «тао» - древнекитайские «обоюдоострый меч» и «односторонний меч, нож», соответственно – на территории Японии превратились посредством перевода в «кэн» и «то», а «то» впоследствии стало словом «катана».

    Форма же меча на протяжении части периода Хэйан подверглась ряду изменений, в ходе которых обоюдоострый и прямой меч постепенно менялся и в итоге приобрёл ту форму, которая известна нам сегодня. Об этих изменениях кратко сообщает легенда, в которой некий Амакуни, живший во времена императора Момму (697-708) выковал катану, разделив кэн пополам.

    Самым древним типом катаны был длинный и тяжёлый меч, называемый дзин-тати, и его обычно носил один из слуг буси. От дзин-тати произошёл ещё один вид меча – тати, чья длина варьировалась от 60 до 76 см и который носили подвешенным к поясу остриём внутрь. Позднее от такого стиля ношения отказались и тати стали носить за поясом и остриём наружу.

    По сути «катана» и «тати» отличались только способом ношения: меч назывался «катана» и носился за поясом или же меч назывался «тати» и при этом подвешивался к поясу в ножнах.

    Как мы знаем из литературных произведений, исторических фильмов и других источников, буси обычно носил сразу два меча: катану и вакидзаси – длинный и короткий мечи. Этот тандем оружия назывался дайсё и был как символом положения буси в обществе, так и способом защиты этого положения.

    Длинный меч имел в длину от 60 см и выше (самые длинные варианты назывались «нодати» или «дай-катана»-) и использовался для ближнего боя и нанесения серий самых разнообразных колюще-рубящих ударов. Длина короткого меча варьировалась от 40 до 50 см и им буси пользовались как дополнительным оружием – к примеру, для совершения сэппуку или же для «контрольного» обезглавливания противника в бою.

    И тот, и другой меч носились на поясе, у левого бока при помощи специальных шнуров (сагэ-о), которые продевались сквозь петли на ножнах и привязывались к поясу особым образом. При дальних путешествиях оба меча могли перевозиться в специальном коробе (катана-дзуцу), который представлял из себя футляр из лакированного дерева, с петлями и замком и обычно украшался гербом владельца. В обычной же жизни вакидзаси редко покидал пояс своего хозяина, а вот катану то и дело приходилось оставлять в «надёжном месте» или же у слуг – этого требовал обычай и соображения безопасности, например, при посещении самураем дворца правителя.

    С течением времени у катаны возникло вариаций: танто и хамадаси - кинжалы с большой и маленькой гардой, аикути - кинжал без гарды, тиса-катана - меч, длина которого занимала промежуточное положение между длинами катаны и вакидзаси. Также появились и совсем малые виды оружия – булавки-когаи, которыми «помечали» труп поверженного врага, дабы никто другой не смог «присвоить» его себе, ножи-кодзука, которые носились в ножнах вакидзаси.


    Сотворение легенды: ковка мечей


    Часть славы катаны и её важность связаны с тем положением, которое буси занимали на протяжении довольно длительного исторического периода. Катана являлась символом самых тайных верований японцев, она объединяла в себе прошлое, настоящее и будущее, а также была символом как духовной, так и политико-военной власти и несла на себе отпечаток личности владельца. Такое трепетное отношение к оружию не могло не проявиться и в одном из наиболее важных процессов, связанных с катаной, - речь, разумеется, идёт о ковке оружия. Процесс создания нового меча приравнивался к священнодействию, а мастера-кузнецы зачастую были представителями весьма благородных фамилий и вели весьма благочестивую жизнь. Перед началом ковки нового меча кузня буквально превращалась в подобие храма – кузнец надевал церемониальное платье, через саму кузню натягивалась священная верёвка симэнава, к которой прицеплялись гохэй, должные отгонять злых духов и притягивать добрых. Существуют предания, в которых легендарным кузнецам помогали сами боги. Слагали легенды и о мечах, выкованных такими мастерами и таким образом.

    Искусство кузнецов оценивалось весьма высоко – сам император (речь идёт об императоре Готоба (1184-1196)) не гнушался обучаться кузнечному делу и именно он оказал существенную поддержку этому искусству, вызвав в своё время в столицу 12 провинциальных кузнецов, которые должны были по месяцу отработать на императорской кузне. Разумеется, эти мастера были отобраны в качестве «первых среди равных».

    XII и XIII вв. в истории Японии отмечены появлением величайших кузнецов мечей – Масамунэ, Ёсимицу, Ёсисиро, Канэхира, Сукэхира, Такахира и многих других, чьи имена выгравированы на лучших мечах того времени. Каждый кузнец вырабатывал свои собственные секреты проверки сырья, смешения различных видов стали и ковки самих мечей и передавал их исключительно по наследству – вне зависимости от того, был ли наследник родным сыном или усыновлённым ребёнком. Таким образом стали знаменитыми многие семьи потомственных кузнецов, которые следили за качеством своих клинков и довели их до полного совершенства.

    Также японцы считали, что личные качества самого мастера также влияют на клинки – например, есть легенда о мастере-кузнеце Сэндзо Мурамаса. Он был превосходным кузнецом, учился у одного из самых величайших мастеров ковки мечей – Масамунэ, но при этом отличался крайней неуравновешенностью, что, как считали суеверные японцы, передавалось клинкам, вышедшим из-под его руки. Они, казалось, буквально жаждут крови и подталкивают своих владельцев к убийству, а то и к самоубийству.

    Учитывая крайнюю секретность кузнечного дела, сейчас известны только отрывочные данные о методах смешения металлов для средневековых клинков или, скажем, о подборе сырья. Для ковки меча использовалась сталь с очень низким содержанием углерода – 0,07%, также использовалась сталь, в которой содержание углерода достигало 0,8%. Существовало несколько способов создания меча, например, к железному пруту (будущей рукояти меча) приваривались стальные полосы необходимой длины, которые затем расплющивались и складывались пополам, после чего снова расплющивались и снова складывались. Попеременно будущий меч опускали то в воду, то в масло нужной температуры и в результате таких многократных складываний-расплющиваний и получалось готовое оружие. В описанном случае для изготовления меча использовалась чистая сталь, но более распространённым способом был метод «трёх пластин» (сай-май), в котором стальная пластина помещалась между двумя железными.

    В процессе изготовления меча был ещё один весьма важный этап – отпуск клинка, в результате которого на лезвии появлялась якиба - матовая полоска, идущая вдоль края лезвия и часто имеющая весьма прихотливые извивы. Для получения такой полоски основную часть клинка покрывали защитным слоем глины, а острую кромку обрабатывали огнём и тёплой водой. Отпуск клинка не зря выделялся в отдельный этап – нередко на клинке наряду с клеймом мастера-кузнеца стояло клеймо того, кто отпускал клинок, а в некоторых случаях ставилась печать исключительно отпускавшего.

    После ковки и отпуска клинок чистили специальным ножом, обрабатывали напильником и только после этого приступали к процессу заточки, который мог длиться до 50 дней. Заточка осуществлялась на специальном точильном камне – тоиси. После заточки лезвие шлифовали на масляном камне и очень тщательно протирали, и только после всех этих процедур мастер ставил свою подпись на хвостовике, наносил гравировку на лезвие или же прорезал специальные желобки. Заключительным этапом создания катаны была полировка, которая производилась, как правило, зимой, т.к. считалось, что клинки, отполированные летом, больше подвержены ржавчине.

    Оценка проделанной работы: официальные эксперты по оружию - мэкики


    Как видно из написанного выше, создание клинка было воистину сложным делом, поэтому наряду с умением изготовлять оружие ценилось умение его «читать» и определять, где, когда и кем был произведён тот или иной клинок. Таковое умение требовало не только весьма специализированных знаний, но и способностей, равно как и опыта. Императорскому двору требовались как кузнецы, так и мастера-оценщики, поэтому была создана легитимная категория официальных эскпертов - мэкики, чьей обязанностью было определение качества оружия, его происхождения, а также ценового диапазона, в котором могла располагаться цена на клинок.

    Начиная с XII века мэкики подписывали специальный сертификат, в котором указывались имя и место проживания мастера, изготовившего клинок, длина самого клинка, его особые приметы и общее описание, а также мнение экспертов о стоимости такого клинка. Такой сертификат иногда подписывало несколько экспертов, а на оборотной стороне ставились печати.

    Процедура оценки клинка, равно как и процедура его изготовления была щедро снабжена разного рода ритуалами и предписаниями. Например, при осмотре клинок никогда не вынимался из ножен полностью, а для прикосновения к различным металлическим частями мэкики использовали куски чистой ткани. Клинок наклонялся то туда, то сюда – под различными углами к свету – таким образом можно было увидеть некоторые скрытые и любопытные детали, оставленные мастерами.

    Катана, как мы уже выяснили, это не только объект восхищения и символ власти, но и, собственно, оружие, а в руках умелого буси – грозное оружие. Самураи довели своё умение фехтовать до высоких степеней мастерства, а само фехтование катаной стало одним из направлений искусства – настолько точно выверялись различные приёмы защиты и нападения, настолько изящными были пируэты, выписываемые фехтующими.

    Школы кэндзюцу


    Существовало несколько школ кэндзюцу и некоторые из них выводили своё происхождение из самой тьмы веков, в частности, школы Нэн Рю, Синто рю, Аису Кугё Рю, а также другие школы способны отследить своё происхождение до XIV-XV вв. Мастера меча, стоящие в основании каждой из школ кэндзюцу, старались сохранить в секрете все приёмы и методы фехтования, но так или иначе, а большая часть приёмов всех школ находилась под взаимным влиянием и взаимопроникала друг в друга. К примеру, Камидзуми Исэ-но Хидэцуна создал свой собственный стиль боя на мечах, который сочетал элементы стилей школ Кагэ Рю и Синто Рю.

    Мастера меча, овладевшие одним стилем фехтования, могли начать изучать следующий стиль, для чего перемещались по стране, сражаясь с буквально любым мастером меча, встреченным на пути. От исходов таких поединков зачастую зависело очень многое, т.к. мастер меча, имеющий свою школу и получающий значительный доход от какого-нибудь богатого покровителя в случае проигрыша мог потерять материальную поддержку и счесть себя недостойным учить далее своих последователей. Именно по этой причине зачастую «прикормленные» тем или иным кланом умелые фехтовальщики не вступали в поединки с бродячими «искателями приключений». Но порой таки происходили весьма громкие поединки между особенно известными мастерами меча. Одной из таких дуэлей можно назвать поединок между Миямото Мусаси и Сасакэ Кодзиро, подготовка к которой происходила на протяжении целого года, а сама дуэль происходила на пустынном острове вдали от императорского двора и сёгуна – дуэли к этому моменту уже были запрещены. Однако, множество высокопоставленных особ если не съезжались к месту дуэли, то хотя бы делали ставки на её исход и включались в жаркие обсуждения достоинств и недостатков противников – совсем как римские патриции, которые обсуждают своих любимчиков-гладиаторов.

    Состязания в фехтовальном зале первоначально проводились на боевом оружии, что не могло не приводить к большому количеству самых разнообразных травм и увечий. Для уменьшения этих ненужных по сути повреждений постепенно было введено тренировочное оружие, в частности, буси, обучающиеся искусству фехтования на мечах, стали пользоваться деревянным подобием настоящей катаны – боккэном. Опытный мастер меча мог воспользоваться боккэном наравне с настоящим оружием – что часто и происходило, между прочим, – точно также учителя фехтования могли соотносить свои движения с движениями учеников, поэтому травм их боккэн практически не наносил, чего нельзя сказать об учениках и их оружии. По этой причине для тренировок в додзё было введено специальное защитное вооружение, в которое входили:

    * подбиты шлем (мэн) с железной решёткой для защиты лица;
    * защитный нагрудник (до) из расщеплённого бамбука;
    * толстый фартук;
    * рукавицы с большими раструбами (котэ).

    В настоящее время все перечисленные элементы защиты скомбинированы в прочный защитный комплект, который используется в современном кэндо.

    Основателями базовой системы фехтования для индивидуальных поединков считаются Тёсай и Дзион, которые в 1350 г. впервые систематизировали древние приёмы обращения с мечом. Эта система была одной из наиболее строгих и точных в Японии и использовала кодекс бусидо для регулирования всех этапов поединка: подготовка к бою, занятие исходного положения, сближение дуэлянтов, основные приёмы и методы атаки и защиты и т.п. Помимо этого в реальных поединках (а не в тренировочных) каждый дуэлянт должен был назвать себя и обозначить причины, по которым вступает в бой. Это правило соблюдалось даже в самой гуще группового сражения – по возможности, конечно.

    Все технические приёмы кэндзюцу можно разделить на две большие группы: гири и цуки – рубящие и колющие удары. Приёмы гири могли использоваться в атаке и контратаке, а приёмы цуки использовались исключительно в обороне. Несмотря на попытки жёсткой регламентации ударов – какие были позволительны для «уважающих» себя самураев, а какие считались «бесчестными» – существовало огромное множество «секретных» приёмов в каждой из школ, против которых изобретались в свою очередь «секретные» приёмы противодействия. Каждый фехтовальщик знал некое количество «низких» приёмов и выпадов, с помощью которых можно было дотянуться хоть до одной наиболее уязвимой точки противника, и этими приёмами буси не гнушались пользоваться, несмотря на все «высокоморальные» принципы. Мало того, не гнушались, знание этих приёмов и умение ими пользоваться, в принципе, считалось нормой.

    Помимо владения катаной буси изучал и приёмы обращения с вакидзаси, тиса-катаной или же нодати, которые, в принципе, были сходны с теми приёмами, что изучались при изучении работы с катаной, но с поправкой на длину того или иного меча. Особенного технического совершенства умение пользоваться мечом достигало при одновременном пользовании сразу двумя клинками. В этом случае тандем образовывали катана с вакидзаси, катана с тиса-катаной или же два стандартных меча разом, в последней технике особенно был искусен легендарный и уже упоминаемый выше Миямото Мусаси, основатель школы боя двумя мечами Нито Рю. Ещё одной «изюминкой» очень искусного фехтовальщика было умение биться сразу с несколькими противниками, используя для этого два меча. В этом случае основное внимание уделялось перемещениям круговыми движениями со скользящими переворотами и вращениями.

    Помимо всех описанных клинков, буси должен был в совершенстве владеть и «малыми формами» вооружения – кинжалами, ножами, стилетами и др. – которые он носил с собой в ножнах вакидзаси.

    Вокруг катаны создался культ поклонения и почитания, право носить этот меч имели только представители военного сословия, но представители других сословий могли пользоваться более короткими вариантами мечей, которые были доступны для всех и каждого, кто мог себе это позволить.

    В современной Японии из всех древних стилей обращения с мечами сохранилось лишь несколько разновидностей, но и то – в сильно изменённой форме. Одной из таких форм является кэндо, которое, к сожалению, от практики достижения внутренней целостности и гармонии всё больше скатывается к соревновательному виду спорта, где на первый план выходит результат, не сам процесс.

  3. Искусство посоха как одно из направлений будзюцу


    Искусству использования посоха в качестве оружия обучался практически любой буси.

    Искусство владения посохом и использования его для защиты и нападения является столь же древним (если не древнее), как и, к примеру, искусство владения луком. Посох как оружие может варьироваться по размерам и форме от обычной дубинки до хорошо известного на средневековых дорогах (не только японских, кстати) посоха странников – в рост человека, с отполированным ладонями древком и более тонкого, чем та же дубинка.

    Археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся древние каменные дубинки (сэки-бо), которыми древние жители островов пользовались ещё до появления японской государственности. Впоследствии появились железные дубинки (тэцу-бо), которые неоднократно воспевались (наряду с их обладателями, разумеется) в эпосах и сказаниях.

    Под искусством посоха понимается искусство использования деревянного посоха или палки в качестве боевого инструмента. Это искусство, как уже говорилось, является весьма древним и также благородным – к примеру, стражники императорского дворца были вооружены именно деревянными дубинками (кирикобу).

    Собственно, в использовании посохов и дубинок в качестве оружия нет ничего удивительного, ведь дерево является одним из наиболее простых в обработке материалом, а кроме этого оно легко и практически повсеместно доступно, так что почувствовать себя чуточку увереннее, обладая внушительным куском древесины, мог буквально любой желающий, а умение этим «куском» пользоваться делало обладателя дубинки/посоха довольно грозным противником.

    Также немаловажным достоинством дерева была безопасность – использовать деревянное оружие на тех же тренировках представлялось куда более разумным и безопасным занятием, нежели доверять новичкам и неумехам настоящие мечи, копья или другие виды оружия. В связи с этим посох в качестве оружия для тренировки особенно прочно поселился в додзё школ, обучавших умению обращаться с копьями или теми же мечами.

    Впоследствии, посох вышел за пределы додзё и стал использоваться многими буси в реальных боевых ситуациях, причём, в силу своей «безопасности» посох мог использоваться для защиты представителями тех социальных слоёв, которым было запрещено иметь «настоящее оружие» (простолюдины, к примеру) или же они не могли проливать кровь ближних своих (здесь, разумеется, речь идёт о монахах и священниках).

    Среди обученных буси наблюдалась следующая закономерная тенденция: хорошо тренированный фехтовальщик, не говоря уже о мастерах меча, мог, к примеру, использовать палку точно как свой собственный меч. Перед использованием палке, конечно, придавалась хотя бы отдалённая форма меча. То же самое касается и копейщиков, которые могли использовать деревянный шест в точно такой же эффективностью, как и обычное копьё.

    В связи с этим выделяют несколько специализаций искусства владения посохом/деревянной палкой. В основе первой специализации лежит умение пользоваться алебардой или копьём и она называется рокусаку-бо или хассаку-бо соответственно. Вторая специализация основывается на искусстве использования меча, как длинного (дзо, бо), так и обычного (хам-бо).

    Третья специализация – искусство использования деревянного меча, носящего название боккэн. Этот меч изготовлялся из обычной палки, путём придания ей соответствующей формы, причём в итоге получался предмет, обладающий собственной ценностью – художественной и эстетической. Искусство использования боккэна подчас нечасто упоминается в качестве самостоятельной ветви в силу его сильной связи с кэндзюцу. Такой деревянный меч вполне мог использоваться – в первую очередь для защиты – ушедшим от мира буси, который пожелал стать монахом или просто миролюбивым человеком.

  4. Искусство киай


    Среди всех невооружённых боевых искусств искусство киай занимает уникальное положение: в этом искусстве поединок без оружия достигает своей кульминации и противник буквально с ног валится от целенаправленного выплеска энергии другого воина.

    «Киай» включает в себя две части, первая это «ки» – «ум, воля», а вторая – «ай», являющаяся сокращённой формой глагола «авасу» – «объединять». Таким образом можно сделать вывод, что искусство киай – это искусство концентрации разума с определённой целью. В случае боевых искусств целью является поражение противника.

    Как можно предположить, имея под собой такую сложнообъяснимую и обширную концепцию как «ки», искусство киай будет отличаться такой же расплывчатостью в плане теории. До нас дошли истории о воинах, которые владели искусством искажения действительности подчас лучше, нежели мечом или другим видом оружия. Личности, умеющие использовать вырабатываемую энергию в своих целях, часто использовали это умение для того, чтобы либо предотвратить схватку, либо победить в ней. Например, известен случай, когда один человек долго поджидал свою жертву в засаде, а когда настало время нападать, то он просто не смог сдвинуться с места – настолько сильным психологически оказался встречный взгляд «ничего не подозревающей жертвы».

    Передавать энергию можно не только взглядом, но и голосом – именно голос как оружие лежит в основе искусства киай. Буси высших рангов должны были в обязательном порядке владеть этим видом боевого искусства, но со временем воинское умение отдельных буси стало столь высоко, что техника киай выделилась в отдельную ветвь будзюцу.

    Происхождение искусства киай как правило связывается с образом человека, столкнувшегося со смертельной опасностью. А крик является одной из первых реакций на опасные явления и может быть просто непроизвольным. И даже такой непроизвольный крик иногда в состоянии заставить опасного врага оставить свои намерения и убраться подобру-поздорову – хотя бы потому, что на помощь жертве в случае подачи звукового сигнала вполне могла подоспеть помощь. Такая естественная защита вполне могла дать начало искусству киай.

    Если обратить внимание на древние армии, то боевой клич способствовал, с одной стороны, поднятию боевого духа воинства, а с другой – устрашал врага, который мог обладать меньшим вокальным потенциалом. О таком эффекте знали и древние римляне, встречавшие врагов боевым кличем и какофонией музыкальных инструментов, и монгольские и мусульманские орды, чьи походы и завоевания вошли в историю.

    На Востоке ценность крика как оружия никогда не была недооценённой: в Тибете и в особенности в Японии техника воздействия криком на противника была доведена до уровня искусства и использовалась самостоятельно как единственное оружие вне зависимости, одиночный был поединок или «стенка» шла на «стенку».

    Собственно, крик обученного особым образом воина не шёл ни в какое сравнение с пусть и пугающим, но расплывчатым и неразборчивым криком толпы. Крик, который японский воин старался у себя выработать, был чем-то большим, нежели просто контролируемым вдохом и концентрированным выдохом. В крике такого воина сходились воедино физические и психические факторы, составляющие самую суть человека, и вся присутствующая в теле энергия выходила через тональность, вибрацию и высоту голоса. Собственно, от громкости голоса подчас ничего не зависело – качество звука являлось основной отличительной чертой искусства киай и это качество вырабатывалось путём полной концентрации личности на поставленной цели. Чтобы убить атакующего или хотя бы остановить его атаку с помощью крика требовались годы тренировок.

    Те боевые кличи, придыхания и прочие звуки, издаваемые в настоящее время последователями боевых искусств, не имеют никакого отношения к искусству киай и по силе воздействия не стоят даже рядом с голосовым воздействием воинов древности. С другой стороны, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, а существуют ли сейчас вообще школы, где искусство киай изучают и практикуют.

  5. Искусство владения дзиттэ: захватить и обезвредить


    Наравне с привычным для западного человека мечом (пусть и своеобразной формы) японцы использовали в бою такой нестандартный вид вооружения как дзиттэ (дзиттэй, дзутта).

    Дзиттэ обычно состоял из железного или стального прута, длинной рукоятки и характерного крюка прямоугольной формы, который отходил от прута в точке его соединения с рукоятью.

    Существовало множество вариаций этого оружия: от самых простых до весьма утончённых. Очень часто дзиттэ снабжали гардой (цуба) и ножнами, также существовали экземпляры, к которым приделывали клинок.

    Касательно способа ношения дзиттэ существует несколько мнений. Часть историков предполагает, что дзиттэ носили на запястье, прикрепляя шнуром, который в свою очередь крепился к кольцу на рукояти оружия, а другая часть авторов, специализирующихся на боевых искусствах, считает, что дзиттэ носили подвешенным к ремню или в ножнах. Однако все они сходятся во мнении, что дзиттэ был оружием для обороны и применялся японскими полицейскими в период феодальной раздробленности.

    Касательно возникновения дзиттэ нет единого мнения и историки точно не знают, где и когда в точности зародился этот тип оружия. Некоторые авторы связывают происхождение дзиттэ с островами Рюкю, где он был известен как сай. Жители этих островов нередко подвергались нещадной эксплуатации со стороны японцев и после того, как у них конфисковали оружие, разработали этот вид оборонительного вооружения, которое замечательно подходило для противодействия основному оружию нападавших, т.е. мечу. Сай оказался весьма эффективным изобретением и японцы не преминули привезти образцы этого оружия к себе на родину. В Европе подобный вид вооружения также был в ходу, но использовался совместно с клинком: некоторые из них имели весьма хитрые гарды, чьей функцией был захват вражеского клинка.

    В Японии после прибытия сая зародился и развился сложный боевой метод, получивший название дзиттэдзюцу. Приёмы, разработанные в ходе совершенствования этого метода, позволяли весьма ловко отражать атаки меча, а также наносить эффективные удары по любым незащищённым точкам на теле противника. После того, как меч противника был захвачен или отражен, у владельца дзиттэ появлялась возможность нанести укол в глаза, горло или живот, т.е. по наиболее уязвимым точкам. Также для атаки вполне могла использоваться рукоять дзиттэ, которой наносили сокрушительные обратные удары, а при случае дзиттэ мог использоваться и для метания по относительно далёкой цели.

    Воину, пожелавшему совершенствоваться в дзиттэдзюцу, сначала нужно было выучить «тай-сабаки» – искусство перемещений, мастера которого могли с поразительной скоростью менять своё местоположение, передвигаясь скользящими или круговыми движениями, разрывая или, наоборот, сокращая таким образом дистанцию с противником.

    Арсенал приёмов мастеров меча был, как кажется, практически неисчерпаемым, а значит, для того, чтобы достойно противостоять им, приёмы дзиттэдзюцу должны были быть столь же разнообразными. Знание этих приёмов сильно помогало средневековым полицейским, которые очень часто получали приказы задержать некое высокопоставленное лицо без нанесения физического ущерба задержанному.

    Официально только полицейские в Японии имели право носить дзиттэ и подчас они носили его как символ своего статуса, но и другие категории японского населения умудрялись создавать для себя подобия дзиттэ, приделывая острый крюк к железным спицам веера или же к черенку курительной трубки. Воинам же пришлось в очередной раз признать эффективность дзиттэ, а что им оставалось делать, если любой умелец в обращении с дзиттэ мог оставить воина без его драгоценного меча?

    Вконтакте

    Очень многие путешественники, выбирающие туры в Японию, стремятся познакомиться с экзотической культурой Страны Восходящего Солнца как можно ближе. Яркие национальные костюмы, музыка и традиции привлекают десятки тысяч туристов из нашей страны, но самой активной их частью являются поклонники японских единоборств.

    Возникшие ещё в древности боевые искусства привлекают своей сложностью, эффектностью и возможностью достичь поистине нечеловеческих возможностей. Выдающиеся мастера посвящали свои жизни изучению конкретного набора техник и способов боя, а миллионы последователей по всему миру не дают накопленным знаниям кануть в небытие.

    Доспехи самурая

    Все боевые искусства Японии основываются на универсальном боевом искусстве бу-дзюцу – «искусство убивать». Это искусство в свое время практиковали самураи и ниндзя. У него был широкий технический арсенал, в котором сочеталась ударная техника ногами и руками с комплексом бросков, захватами и уходами, болевыми приемами.

    Эти приемы были особенно эффективными для противостояния противнику в доспехах с холодным оружием. В бу-дзюцу также применялась техника владения разными видами холодного оружия, в том числе, самурайским мечом.

    Важно: Бу-дзюцу было именно боевым искусством, так как его цель была в быстрой и эффективной нейтрализации противника, вплоть до его убийства, в отличие от современных направлений, где главное – победа в спортивном поединке. В этом виде рукопашного боя не существовало правил, так как победа достигалась любым способом .

    Дзюдо

    Дзюдо переводится с японского языка как «мягкий путь». Его основал в 80-х годах XIX столетия мастер Кано Дзигоро. Он позаимствовал из дзю-дзюцу (джиу-джитсу) приемы, которые более всего подходили для спортивных состязаний, но были наименее травматичными.

    Он дополнил борьбу духовным и личностным совершенствованием. Задачей дзюдо является самооборона без оружия за счет бросков, болевых приемов, удержаний и удушений.

    В дзюдо почти нет ударной техники, особенно в спортивном дзюдо, в отличие от каратэ. Благодаря техническим приемам в дзюдо не требуется большой физической силы, поэтому оно доступно большинству желающих. С 1964 года он включен в олимпийские виды спорта.

    Соревнования по дзюдо

    Каратэ-до

    Каратэдо в переводе значит «Путь пустой руки». Оно зародилось на Окинаве, когда это королевство было государством. В основе каратэ заложены несколько видов китайских боевых искусств. Каратэ является видом самообороны без оружия, в котором пользуются преимущественно ударной техникой ногами и руками.

    Первым мастером, который познакомил Японию с каратэ, считается Фунакоси Гитин. В 1920 году он провел целую рекламную компанию, демонстрируя приемы каратэ. С этих пор каратэ стало одним из видов японских боевых искусств. Каратэ очень популярно в мире, так как в нем много эффектности и зрелищности.

    Тренировка по каратэ

    Джиу-джитсу

    Считающееся прародителем айкидо искусство джиу-джитсу было основано ещё в XVI веке мастером Хисамори Такэноути. Именно он первым в Японии разработал технику максимальной экономии сил бойца и отказа от ударных приёмов. В центр тактики боя он поставил захваты, броски, а также использование энергии противника, для его же обезоруживания.

    Особое значение в джиу-джитсу придаётся постановке дыхания, стойкам и умению двигаться перед противником. Уклонение – один из основных приёмов, при этом захват – ключевая цель. Если же целью ставилась нейтрализация врага, то ученики практиковались на точечных ударах по болевым точкам верхней половины туловища.

    Айкидо

    Айкидо означает «путь к гармонии духа». Этот вид боевых искусств основан мастером Морихэем Уэсибой в 20-х годах прошлого столетия. Он принципиально отличается от других видов единоборств, тем, что основным его принципом является использование силы и энергии противника против него же.

    В технике айкидо преобладают уходы, передвижения и так называемые «контроли», которые позволяют побеждать противника, уклоняясь от его оружия, например, меча, руки или ноги, а затем нейтрализуя его. Так как в айкидо не надо прикладывать много физической силы, этот вид единоборства популярен у женщин.

    Демонстрация техники айкидо

    Бодзюцу

    Считавшийся элементом ряда единоборств бой бодзюцу намного старше каратэ или дзюдо. Бо в названии единоборства – это посох, который, согласно философии искусства является продолжением конечности бойца и не считается оружием.

    Драться в техниках бодзюцу обучают многие школы Японии и всего мира. На Окинаве же искусство входит в обязательную подготовку солдат японской армии, и бою с посохом до сих пор уделяется огромное количество часов. Помимо прочего, бодзюцу – это часть показательных выступлений многих мастеров.

    Кендо

    Кэндо относится к японским боевым искусствам с использование оружия - это искусство фехтования на мечах. Кэндо всегда имел большое значение при подготовке японских воинов, а при правлении Токугава стало центром этой подготовки. Именно в это время было создано современное оружие для тренировок: синай из бамбука и боккэн из дерева, а также доспехи для защиты.

    В период Мэйдзи с уничтожением кастового деления было запрещено ношение мечей. В 1895 году в Японии создали Всеяпонскую федерацию боевых искусств, которая стала вводить боевые искусства в школьную программу физкультуры и пропагандировать эти искусства в качестве элементов японской национальной культуры.

    Дзюттэдзюцу

    Ещё один вид японских единоборств, посвящённых конкретному оружию – дзюттэ. Эта металлическая дубинка, по форме напоминающая легендарный кинжал сай, является основным средством нанесения ударов противнику.

    В отличие от знаменитой кинжальной версии, дубинка дзюттэ предназначена, в первую очередь, для защиты, а не для нападения, хотя, современные версии оружия предусматривают наличие боковых лезвий. Фирменный приём дзюттэдзюцу – блокирование удара нападающего с оружием.

    Кюдо

    Своей судьбой кюдо - искусство стрельбы из лука - во многом напоминает судьбу кэндо. Как и кэндо, оно использовалось для подготовки японских воинов. Затем так же, как и кэндо, его забыли после Реставрации Мэйдзи. В 1949 году после создания Всеяпонской Федерации кюдо, оно стало возрождаться как популярный вид спорта.

    В настоящее время в спортивном кюдо пользуются стандартным японским композитным луком, изготовленным из бамбука или дерева. Длина лука составляет 2,21 м. Мишени размещают на расстоянии 60 и 22 м. При стрельбе оценивается не только меткость, а также грациозность движений лучника.

    Нагинатадзюцу

    Названный в честь особого вида вооружения самураев вид боевого искусства нагинатадзюцу в настоящее время переживает второе рождение. Древковое оружие с лезвием на конце было известно ещё в Средневековье, однако к XX веку было практически забыто, хотя в век расцвета самураев техникой боя владели даже женщины.

    Обучение нагинате теперь осуществляется во всех префектурах Японии, этот вид боя получил особую популярность среди студентов, благодаря своей зрелищности. Теперь же элементы этого боевого искусства можно увидеть в кендо и ряде других единоборств.

    Кудо

    Кудо – это современный вид японского единоборства, придуманный и окончательно презентованный к 1981-му году. Уникальность единоборства заключается в совмещении ударных техник тайского бокса, некоторых приёмов каратэ и некоторых других видов борьбы. Полноконтактный бой достаточно жёсткий, поэтому соревнования динамичны – на один поединок даётся всего 3 минуты.

    Из защиты на бойцах перчатки, а также специально разработанный шлем. Кроме того, из-за официально разрешённого удара в пах в равных весовых категориях требуется наличие соответствующей защиты.

    Нагинатадзюцу

    Добавить в Анти-Баннер

    Начав заниматься Ниппон кэмпо, часто возникает вопрос: что можно делать в промежутке между тренировками, что бы развивать свои способности самостоятельно? Понимание общей методики физической подготовки японского рукопашного боя может помочь составить индивидуальную программу тренировок в домашних условиях и хорошо дополнить основные занятия кэмпо в додзё. Такие самостоятельные занятия, составленные с учетом специфики рукопашного боя, позволят развить гибкость, силу, скоростные характеристики и выносливость. Гибкость увеличивает диапазон движения тела, физическая сила повышает мощностные характеристики техники бойца-рукопашника. Во время дополнительных нагрузок человек учится правильно и экономно расходовать энергию своего тела, а значит – повышается выносливость.

    Рукопашный бой: тренировка в домашних условиях . Под словом домашние тренировки в первую очередь нужно понимать дополнительные занятия рукопашным боем, которые можно проводить где угодно: дома в квартире, на даче, на улице во дворе или в спортзале офиса, где вы работаете. Проводить в любое время: утром, вечером, среди дня – главное, чтобы существовала определенная периодичность этих домашние тренировок. Например, плюс одно или два занятия в неделю к основным тренировкам кэмпо. Совсем необязательно заниматься рукопашным боем в домашних условиях в одиночку – вы можете кооперироваться cо своими друзьями, которые также занимаются кэмпо, так как некоторые виды упражнений желательно выполнять в паре.

    Однако надо помнить, что неправильные тренировки, неправильные нагрузки, неправильная очередность и приоритеты упражнений в лучшем случае не дадут никакого эффекта, в худшем способны даже навредить. И, наоборот, дополнительные домашние тренировки, проводимые с использованием правильных методов подготовки японского рукопашного боя, способны качественно поднять ваш общий уровень и быстро выделить вас из ряда бойцов, которые начали заниматься с вами одновременно, но посещают только основные тренировки в зале.


    Работа с макиварой

    Гармония физического разития

    Набор определенных движений, тренирующих тело человека, в японском языке носит название ундо (Undo) . На нашем языке это понятие можно перевести как физическое упражнение, комплекс движений . Необходимо отличать упражнения ундо , которые повторяются многократно от комплекса упражнений ката , которые направлены на шлифовку и тренировку техники бойца и представляют собой цепочку различных движений. Упражнения ундо – шлифовка и многократная отработка любого движения в боевом искусстве.

    Получить выдающиеся результаты в технике кэмпо возможно только при достижении определенного физического уровня человека. Причем в японских боевых искусствах, в том числе и в Ниппон кэмпо, под физическим уровнем подразумевается не просто физическая сила, гибкость, скорость и выносливость самих по себе, но гармоничное сочетание всех этих качеств с техникой перемещений, движения тела человека – фактически гармоничное физическое развитие тела человека. Раздел упражнений по развитию этой физической гармонии называется shintai undo (shintai – тело, яп) и включает в себя такие понятия как упражнения для развития движений ног и рук (shishi undo) и перемещений туловища (tai sabaki).

    Виды упражнений физической подготовки в японском рукопашном бою

    Собственно сам комплекс упражнений по развитию движений подразделяются следующим образом:

    • Jumbi undo – Разогревающие и подготовительные упражнения;
    • Kokyu undo – Дыхательные упражнения;
    • Junan undo – Упражнения на эластичность;
    • Hojo undo – Специальные упражнения;
    • Kigu undo – Упражнения со специальным оборудованием;
    • Seiri undo – Заключительные упражнения

    Разминочные упражнения Jumbi Undo / Дзюмби Ундо

    Цель разминочных упражнений дзюмби ундо включить и настроить тело и дух на тренировку, привести организм в рабочее состояние. Это необходимый раздел для правильного и безопасного выполнения всей последующей тренировки.


    Упражнение круговые движения коленей

    Разминка может происходить сверху – вниз, начиная от разминки головы и заканчивая суставами ног, или, наоборот снизу – верх . Обычно выполняют 10-12 упражнений.

    Как выполнять упражнения Ундо японского рукопашного боя. Принцип выполнения упражнений ундо таков. Все действия выполняются под счет вслух «ич, ни, сан, ши, го, року, шичи, хачи» (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) – обычно до цифры восемь. Далее переходят к следующему упражнению. Если ученик занимается один, он выполняет счет вслух самостоятельно. Если занимается группа, ведущий старший ученик группы (лидер) начинает: «ichi-ni» («раз-два»), группа подхватывает: «san-shi» («три-четыре»), лидер продолжает: «go-roku» («пять-шесть»), группа - «shichi - hachi»(«семь-восемь»). Такой ритм настраивает группу на рабочий лад. Счет предпочтителен для любых видов ундо за исключением дыхательных упражнений кокю-ундо.

    Упражнения из раздела jumbi undo , выполняются таким образом, чтобы сохранить и укрепить духовное состояние, достигнутое во время предшествующей занятиям медитации mokuso. Это медитативное состояние помогает вкладывать всю свою силу, душу, умение концентрироваться в тончайшие движения, управляемые дыханием, и, осознавая каждое из этих движений, постигать чрезвычайно сложную подоплеку классической техники.

    Смысл разминки в боевых искусствах. Каждый человек, занимающийся боевыми искусствами, перед началом занятий обязан размяться. Поэтому разминочные упражнения составлены таким образом, что принимать участие в них может любой человек, независимо от степени его физической готовности. Разминка предваряет каждую тренировку, даже если ученик занимается отдельно от всех, в одиночку, он все равно обязан начинать занятия с разминки. Хорошая разминка помогает улучшить технику, укрепить здоровье и развить свои физические возможности. В течении всей своей жизни любой мастер, да и просто человек, занимающийся боевыми искусствами, выполняет упражнения дзюмби ундо. Эти занятия укрепляют тело человека и дисциплинируют его дух.

    Пример разминки Дзюмби- Ундо (снизу-вверх):
    1 Ashisaki ageru undo Поворот стопы
    2 Kakato ageru undo Поднятие пятки
    3 Ashikubi mawasu undo Круговое вращение голени в колене
    4 Hiza mawasu undo Круговое вращение коленей
    5 Ashi mae yoko ni nobasu undo Поднятие и выведение ноги в сторону
    6 Ashi maeue uchinanameue ni ageru undo Прямой удар ногой и заведение ноги вовнутрь
    7 Tai no kusshin undo Копающие движения талией
    8 Koshi no nenten undo Скручивание тела в пояснице
    9 Ude nobasu undo Толкающие руки
    10 Kubi no nenten undo Вращение головой
    11 Shinkokyu Глубокое дыхание

    Дыхательные упражнения Kokyu Undo /Кокю Ундо

    Цель упражнений Кокю ундо – провести работу с дыханием, нормализовать и настроить на предстоящую физическую нагрузку кровеносную и дыхательную систему. Провести насыщение мышц кислородом. Данные упражнения сочетают в себе три основных компонента: физические упражнения, дыхание и психотренинг. В Ниппон Кэмпо используют три вида дыхательных упражнений:

    • Сочетание диафрагменного и легочного дыхания;
    • Малый круговорот дыхания в брюшной полости;
    • Большой круговорот дыхания по всему телу.

    Короткий цикл дыхательных упражнений кокю ундо проводится в конце каждого из других циклов ундо.

    Упражнения на гибкость и эластичность Junan Undo / Дзюнан Ундо

    В большинстве тренировочных циклов кэмпо, направленных на выполнение различных упражнений, входят упражнения, влияющие на гибкость и эластичность. Также упражнения на гибкость и растяжку включают в конце тренировки.

    Существует три наиболее распространенных методики растяжки.

    Первая статическая растяжка, когда вы медленно увеличиваете диапазон движения, а затем задерживаетесь в конечном положении на 8-10 секунд.

    Второй является растяжка с чередованием сокращения и вытяжения мышц . После растяжки в течении 8-10 секунд напрягите мышцы на короткое время, а затем повторите такую же растяжку. Большинство статических растяжек можно выполнять самостоятельно, а многие упражнения с чередованием напряжения и расслабления наилучшим образом выполняется с партнером.

    Третий метод – «маховая» или «динамическая» растяжка. Когда вы стоите и держитесь руками за опору и выполняете «маховые» движения конечностями.

    Специальные упражнения Hojo Undo /Ходзё Ундо

    Раздел специальных упражнений, улучшающий выполнение того или иного технического действия. Фактически – это стандартные движения из техники кэмпо, которые повторяются раз за разом под счет. Если обучающийся будо понимает принципы, лежащие в основе упражнений, он может значительно улучшить свою технику и повысить свои физические возможности.

    Пример упражнений Ходзё ундо
    1 Shomen geri(Mae geri) Удар ногой вперед
    2 Sokoto geri Удар ногой вбок
    3 Seiken tsuki Удар кулаком вперед
    4 (Mawashi tsuki) Furi tsuki Удар кулаком по дуге
    5 (Hiraken uke) Hiraken tsuki Блок и удар плоским кулаком
    6 Shuto uchi, Uraken uchi, Shoken tsuki Удары: рука-меч, обратный кулак, «глаз феникса»
    7 Hiji tsuki Удары локтем в 4 стороны
    8 Tenshin zensoku geri Поворот, удар передней ногой
    9 Tenshin kosoku geri Поворот, удар задней ногой
    10 Tenshen shoken tsuki Поворот, удар кулаком «глаз феникса»
    11 Koj no shippo uchi-yoko uchi «Хвост карпа» – горизонтальные движения
    12 Shinkokyu Глубокое дыхание
    Плиометрические упражнения. К плиометрическим упражнениям относятся прыжки, подскоки, перепрыгивания через препятствия, прыжки со скакалкой, маховые прыжки и прыжки с поворотами. Они предназначены для улучшения мышечной реактивности. Как известно, мышцы срабатывают быстрее и мощнее, если они были предварительно нагружены. Это называют эффектом пружины. Плиометрические упражнения используют эффект пружины, развивая его позволяя более быстро и мощно менять направления атаки и защиты. Обратите внимание, что в данных упражнениях качество значительно важнее количества. . Чтобы улучшить и повысить физическую силу, выносливость, скорость и координацию движения, часто используют различные вспомогательные средства и предметы. Упражнения с этими снарядами часто выполняются и в виде ката. Традиционные снаряды для физической подготовки – это предметы, которые сотню лет назад можно было легко сделать из предметов быта: различные виды макивары (скатанная солома), кувшинов силы – нигири гамэ, каменных молотов – чи иши.

    Однако, мы живем в современном мире, где редко на какой кухне присутствует хоть один кувшин, а солому городской житель может увидеть только в кино, и отвергание современных снарядов в физической подготовке бойца – недопустимо . Поэтому приветствуется посещение тренажерных залов и использование профессионального оборудования олимпийских видов спорта, модифицированных под боевые искусства.

    Успокаивающие упражнения Seiri Undo/ Сэйри Ундо

    Заключительные упражнения. Цель – нормализовать дыхание, снять нагрузку, завершить занятие. Часто в завершении тренировки выполняют различные одиночные ката, в трактовке похожие на выполнение упражнений в Tai Chi Chuan.

    Приобрести навыки самозащиты – это одно, а довести до логического завершения их применения в реальной ситуации – совсем другое. Улучшив свое владение кэмпо за счет тренировки гибкости, силы, выносливости и ударной техники, вы не только отточите свое умение, превратите тело в превосходную боевую машину, но и обретете прекрасную физическую форму, а также получите годы полноценной и здоровой жизни в дополнение к тем, на которые вы рассчитывали.